Целую неделю провели в городе на Неве 47 преподавателей русского языка старшей школы из зарубежных стран. Организатором специальной программы, объединяющей теоретические и практические занятия по методике преподавания русского языка как родного и неродного, выступил Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга при поддержке Россотрудничества.
Кроме образовательной части программа предусматривала культурную «включенность». Так, преподаватели из Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Южной Осетии и Швеции жили в историческом центре Петербурга, посетили Малый драматический театр, Государственный литературный музей «Двадцатый век» и Институт русской литературы.
На открытии зимней школы заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов отметил, что большой интерес к изучению русского языка наблюдается не только в странах СНГ, но и в Западной Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. Соответственно, и востребованность преподавателей русского языка как родного и как иностранного растет.
От преподавателя многое зависит – интерес к русскому языку и стремление ребенка к его изучению. Если у педагога горят глаза, если у него есть методическая поддержка, то он вдохновит детей.
Образовательная составляющая программы была разработана и реализована Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования имени К.Д.Ушинского. В ее рамках состоялось много занятий и лекций. Как заметил доцент кафедры филологического образования СПб АППО Сергей Федоров, со слушателями работали профессионалы, которые не только делились своими знаниями, но и учились сами. Сегодня в школах Петербурга много детей-инофонов, и учителя сталкиваются с проблемами обучения русскому языку как иностранному, поэтому опыт преподавателей из других республик востребован в профессиональной среде.
Своими методическими находками педагоги обменивались друг с другом в рамках круглых столов. Участники курсов обсуждали, каким должен быть урок русского языка, как изучать язык в контексте русской культуры. В общей сложности 17 зарубежных преподавателей представили свои методические рекомендации по работе с детьми-инофонами. Учителя говорили о том, как научить понимать текст, как изучать язык и культуру через театр, как использовать электронные образовательные ресурсы в практике педагога-русиста.
Все участники зимней школы по окончании обучения отметили содержательность курсов. Педагоги пообещали друг другу продолжить общение в социальных сетях, на новых встречах, в новых проектах. Это очень важно, потому что благодаря зарубежным учителям русского языка сохраняется бесценное русское культурно-гуманитарное наследие.
Татьяна ГРИБОВСКАЯ. Санкт-Петербург
Комментарии