search
main
0

Сила слова

 Поистине верно замечено, что словом можно убить, словом можно спасти. А также вдохновить, утешить, а порой и рассмешить…

 

Валерий Напёров, заслуженный учитель РФ, Брянск:

«Забавную и поучительную историю рассказала нам недавно внучка-пятиклассница. Дети все дружно рассмеялись, когда услышали объяснение одноклассницей смысла прочитанного ею предложения: «Друзья после занятий долго еще трепались на школьном дворе». Девочка, активистка и отличница, сказала: «Наверное, был сильный ветер, и все вокруг колыхалось».

Примечательно, что учительница быстро успокоила ребят, прекратив их веселье. А дети удивились, что она даже похвалила ученицу за то, что та не знакома с просторечным глаголом «трепаться». А значит, не тратит время на пустую болтовню, не собирается говорить глупостей, встречаясь с любителями подобных разговоров, пояснила учительница.

Этот случай на уроке мы продолжили обсуждать на других примерах. Я признался, что в студенчестве меня удивляло, что ребята часами сидели на кухне в общежитии и разводили никому не нужные тары-бары. Не понимал, как можно, попав на учебу в столичный вуз, так проводить время. Столько вокруг интересного, успевай только! Рассказал при этом внучке забавные случаи об употреблении слов из моей многолетней педагогической практики. К примеру, проходя как-то по коридору во время занятий, услышал раздраженный голос преподавателя: «Закройте рты и окно!»

Слышал и такое. Преподаватель объявляет результаты контрольной, называет фамилию двоечника и говорит: «Отлично!» Все с удивлением смотрят на него. Преподаватель поясняет: «Отлично списано. «Два!»

«Вы хорошо запомнили, что я говорила на прошлом уроке?» – спрашивает учитель. «Да, хорошо! Вы говорили: «Не разговаривайте, слушайте меня», – отвечают дети.

 

Александр Прокопов, Моздок, РСО – Алания:

«Петр Васильевич Казанцев был отличным наставником молодежи. Мы работали с ним в профтехучилище №29 (сейчас это агропромышленный техникум). Замечательный мастер на все руки, к тому же обладающий даром слова, Казанцев был для ребят авторитетом во всем. Умел увлечь их рассказами о профессии.

Была у мастера толстая общая тетрадь. Чего только там не значилось! Меня удивили списки ребят с датами рождения. Оказалось, Петр Васильевич поздравлял каждого своего подопечного с днем рождения, при этом обязательно хвалил, порой даже преувеличивал успехи. Это был его фирменный педагогический прием. Все выпускники помнили его слова. Но к тем, кто не оправдывал надежд, мастер был строг. Посмотрит, бывало, на того, кто пытается под разными предлогами от работы увильнуть, и выдаст диагноз из своей тетради: «У вас, товарищ, не мигрень, // У вас огромной силы лень. // Мозги свихнула набекрень…» Все посмеются, а симулянту вряд ли захочется повторить свой неудачный опыт в следующий раз».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте