Нельзя не согласиться с тем, что наша система образования – одна из самых сильных в мире. Не самых эффективных, а именно сильных. Ведь хороша та система, которая готовит к жизни наилучшим образом. Следовательно, чего мы хотим от школы? Разумеется, знаний основ наук, умений использовать их в различных ситуациях, а также желания впредь эти знания пополнять, конечно же, навыков общения, так называемого коммуникативного опыта. И, несомненно, доброты, гуманизма, патриотизма и т.д. Но все-таки мы говорим спасибо ей, даже когда сами понимаем, что полученные знания оказались востребованными лишь на несколько процентов, опыт и навыки вообще не пригодились, а самоутверждаться в жизни приходится во многом отрицая те установки, которые в школе казались такими правильными и красивыми. В чем же причина этого кажущегося парадокса?
Очевидно, дело здесь вот в чем. Наша школа со всеми ее традициями – зеркальное отражение нашей действительности, это маленькая модель нашего общества, государства. Авторитарному обществу соответствует авторитарная школа, демократическому – демократическая, гуманному – гуманная и т.д.
И чему бы там мы ни учили наших детей, с определенной точки зрения гораздо важнее, как мы это делаем. Ведь таким образом мы приучаем детей к мысли, что с ними обращаются как с полноправными членами общества, то есть как со взрослыми. А если школа будет учить по-другому, то выпускник, получив путевку в жизнь, будет просто шокирован тем, как его восприняло суровое и враждебное общество. Поэтому учителя должны проникнуться мыслью, что пословицу “тяжело в учении, легко в бою” можно трактовать по-своему – “пусть мы в школе будем очень требовательными и суровыми, зато такой подход к воспитанию закалит наших детей, сделает их в дальнейшем менее восприимчивыми к тяготам и лишениям взрослой жизни”. Короче, “школьника не нужно жалеть, его нужно беречь”.
Для дальнейшего усиления нашей образовательной системы нужно и впредь развиваться в том же направлении. Правда, как и в любом другом деле, здесь важно не переборщить. Ведь может случиться, что и этот авторитаризм, который мы усердно прививаем нашим воспитанникам с детства, окажется ими не востребован. Времена, к сожалению, меняются, а с ними и подходы, стиль управления, склад ума – “менталитет”. Тогда кто скажет нам спасибо за все то добро, которое мы с искренним сердцем всю свою педагогическую жизнь несли людям?..
P.S. Ох и тяжело быть суровым педагогом! Не менее трудно, чем быть добрым…
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии