Патриотическое воспитание – одно из основных звеньев педагогической деятельности. Оно пронизывает уроки по гуманитарным предметам, Основам безопасности жизнедеятельности, граждановедению, культурно-досуговые мероприятия. Важную роль в организации патриотического воспитания играют и школьные музеи.
Один из них – музей Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Дмитрия Карбышева в московской средней школе № 354, которая носит имя этого героя Великой Отечественной.
«Почему имени Карбышева?» – задаю вопрос школьникам. Ученики А. Болотский, В. Ломовцев рассказывают, что идея создать такой музей пришла педагогам и ученикам в 1972 году. В то время было много публикаций о Дмитрии Карбышеве. Героическая личность, подвиг генерала – участника первой мировой и гражданской войн, который в начале Великой Отечественной войны раненым попал в плен к фашистам и был зверски замучен в лагере Маутхаузен, не могла никого оставить равнодушным. Все началось с поисковой деятельности. По крупицам собирали различные материалы, документы о Карбышеве. Постепенно образовался музей, который и по сей день не перестает обогащаться новыми экспонатами. Его значение в деле воспитания молодежи в 1978 г. было отмечено Указом Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому школа № 354 стала носить имя генерала Карбышева.
Руководитель музея Ольга Владимировна Лодзь – опытный воспитатель. Ее педагогический стаж – более 20 лет. Она – учитель первой категории, награждена медалью 850-летия Москвы, знаком «Отличник народного просвещения», многочисленными грамотами от московского городского комитета ветеранов войны, Министерства обороны.
Сейчас в школьном музее две экспозиции. Одна из них посвящена жизни и подвигу Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Карбышева. В ней представлены фотоматериалы, копии документов, связанных с разными периодами жизни Героя, членов его семьи, воспоминания и свидетельства о нем сослуживцев, бывших узников фашистского концлагеря. В музее собрана библиотека художественной литературы о Карбышеве, газетные публикации, материалы о слетах юных карбышевцев (кстати, карбышевское движение есть и в Твери, и в Белоруссии, и в Казахстане). Большой интерес вызывает раздел, посвященный истории инженерных войск России, есть даже видеофильмы на эту тему. Учащиеся создали по фотографии макет дома, в котором родился Дмитрий Карбышев в Омске.
Вторая экспозиция посвящена Бауманскому истребительному батальону, который формировался в здании школы в 1941 году. В ней представлены фотографии бойцов батальона, фотокопии документов о его формировании, карта боевых действий, трофеи, которые привезли из походов и поисковых экспедиций сами учащиеся. Ребята создали 3 макета фрагментов боя. В музее собрана библиотека книг о войне, газетные публикации о ветеранах, фотоальбомы, оформленные руками школьников.
При музее действует совет. В него входят Наталья Спиридонова, Дмитрий Козлов, Владислав Ломовцев, Николай Полтавец и другие. Именно они являются организаторами и инициаторами многих военно-патриотических мероприятий в школе.
Музей поддерживает тесную связь с ветеранами Великой Отечественной войны:
Х. Хусановым, Н. Смирновым – бойцом 155-й дивизии,
Н. Шишковым – автором Мемориала защитникам Москвы, И. Антоненко – участником Сталинградской битвы. В наши дни можно услышать, что воспоминания ветеранов уже «сказаны-пересказаны» и будто бы не очень увлекают молодежь. Спрашиваю об этом ребят.
«Нет, – отвечают мне Саша Болотский и Слава Ломовцев, – традиции и связь поколений не должны прерываться. В рассказах ветеранов, в общении с ними – сама жизнь, сама правда жизни. А это не устаревает».
Кстати Александр Болотский готовится поступить в Университет МВД, а Владислав – в Военный университет, хочет стать военным психологом. Поэтому для них военно-патриотическая работа носит особенно притягательный характер. Многие школьники, увлеченные рассказами ветеранов, готовят так называемые проектные работы. Например, «Народное ополчение в битве за Москву» подготовлено ученицей Г. Голубевой, «Москва в годы Великой Отечественной войны» – учеником
И. Бубновым. Вошли в практику и сочинения учеников о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Например, Костя Бухаров собрал материал о своем прадедушке – участнике Курской битвы. Все эти работы хранятся в музее, их читают и обсуждают все вместе.
Частый гость в музее – Елена Дмитриевна Карбышева – дочь прославленного Героя. Она осталась последней из семьи генерала, все остальные его родственники уже умерли. Елена Дмитриевна в юности, равняясь на отца, поступила в Военно-морское инженерное училище в Ленинграде. В настоящее время – уже на пенсии, подполковник в отставке. Несмотря на то, что живет в Нахабино, всегда с большой охотой принимает участие во всех мероприятиях школьников. Ребята ее очень любят, поздравляют со всеми праздниками, оказывают посильную помощь.
Активно помогает музею участник Великуой Отечественной войны Герой Советского Союза Л. Бубер. Несмотря на преклонный возраст и неважное здоровье, он полон душевных сил и готов передать свой заряд бодрости подрастающему поколению.
У школьников стало правилом участие в митингах на бульваре Карбышева в день узника, проведение мероприятий «Дорогами героев»; слетов юных карбышевцев, посещение могилы Неизвестного солдата. Все эти мероприятия оказывают воспитательное воздействие на ребят, делают их серьезнее, ответственнее.
Мне довелось побывать в школе, накануне каникул, когда за окном светило по-летнему яркое солнце. Поэтому спросила: «А городской летний лагерь в школе будет организован?»
«Безусловно, – ответила Ольга Владимировна. – И военно-патриотические мероприятия уже запланированы. Есть среди них и традиционные. Например, 15 июня – день рождения Елены Дмитриевны Карбышевой. Ребята обязательно отправляются ее поздравлять. Кроме того, экскурсия на Поклонную гору и, конечно же, походы в Подмосковье по местам боевой славы.
«Да, чуть не забыла рассказать, – добавляет она. – Мы ведь еще драматургией занимаемся. Ставим с ребятами спектакли о Великой Отечественной войне. А сценарии пишем сами вместе с преподавателем литературы Субботиной и преподавателем истории Дремовой. Так что приглашаем на наши спектакли».
«И все это в наши дни? – удивляюсь я. – Когда все чаще говорят о так называемом потерянном поколении, молодых людях, которые утратили идеалы, психологию успеха, веру в себя».
«Если с ранних лет заниматься воспитанием ребенка, прививать ему такие понятия, как «долг», «Отечество», «обязанность», «традиции», ничего не утратишь», – отвечает мне Ольга Владимировна. За годы педагогической деятельности ей приходилось работать и с трудными подростками, и с лентяями, с разгильдяями. Но когда такие ребята оказываются вовлеченными в военно-патриотическую деятельность, а она их, как правило, заставляет по-новому, более серьезно, ответственно относиться к учебе и к жизни в целом.
Поистине в школьном музее, в работе, которая активно идет в нем есть немалая побуждающая сила, направленная на воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности. Она заряжает души молодых добрыми чувствами, способствует формированию гражданских качеств личности.
Комментарии