В школе №1998 каждый ребенок может почувствовать себя волшебником, создавая своими руками чудеса из песка. В маленьких руках горсть цветного песка превращается в удивительных животных, сказочные пейзажи, мужественных рыцарей, прекрасных принцесс. Все эти чудеса происходят на занятиях дополнительного образования по sand-art («искусство песка») «Песочное волшебство» и «Сказки на песке».
Техника рисования песком на столе с подсветкой появилась в 70‑е годы XX века. Первый «песочный» фильм создала американский аниматор Кэролайн Лиф, которая стала основоположником этой арт-терапевтической технологии. Данная методика благодаря своей необычности и простоте исполнения быстро стала популярной во всем мире.
Чем же заинтересовала педагогов школы эта технология? Прежде всего возможностью развивать творческие способности и фантазию детей. Но особенно важно, что занятия с песком – это еще и психотерапевтическая технология. Психологи считают, что песочная терапия – один из самых эффективных способ психокоррекции и психопрофилактики конфликтности, замкнутости, тревожности, низкой самооценки, оптимизации психического развития, нарушений внимания, преодоления трудностей в навыках общения и эмпатии у детей. Рисование песком помогает развивать моторику и сенсорику. Работа двумя руками способствует взаимодействию правого и левого полушарий мозга. Кроме того, метод рисования на световых столах успешно применяется для решения обучающих и развивающих задач, расширения кругозора.
Все это возможно благодаря уникальным качествам песка. Во-первых, он приятен на ощупь. Работа с песком расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Он подходит для занятий с детьми любого возраста. Во-вторых, при работе с песком просто невозможна ситуация полной неудачи, так как картину легко исправить или переделать. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью.
Занятия объединений по арт-терапии проводятся педагогом-психологом 2 раза в неделю с подгруппой до 8 человек. Продолжительность занятия 25‑30 минут в зависимости от возраста. Каждый ребенок занимается за индивидуальным световым столом. Наши занятия проводятся со звуком и музыкальным сопровождением, поэтому задействуются все каналы восприятия. Рисование песком на световых экранах позволяет расслабиться, нивелирует негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы, поэтому работу с песком рекомендуется проводить с гиперактивными и легко возбудимыми детьми.
Можно сказать, что площадка светового стола – это уменьшенная модель мира. При создании песочных картин у маленького человека есть возможность посмотреть на свой внутренний мир со стороны и найти решения реальных жизненных задач. Этот эффект достигается за счет того, что, неоднократно создавая и стирая песочные картины, ребенок избавляется от страха ошибки, неуверенности в своих силах, сомнений в принятии решений. Уходят агрессивность и тревожность. В результате у ребенка формируется убеждение, что все неприятное заканчивается, а на его месте начинается новое, светлое.
Ольга ЖЕГАЛИНА, педагог-психолог школы №1998 «Лукоморье»
Комментарии