Школьники Тобольска включились в инновационное творчество
Славен город Тобольск, бывший некогда столицей Сибири. И сейчас в нем сохранились свидетельства богатой истории: Тобольский кремль, действующие монастыри, храмы, памятники, в том числе Ф.М.Достоевскому, автору сказки «Конек-горбунок» П.П.Ершову, великому ученому Д.И.Менделееву, композитору А.Алябьеву. Среди достопримечательностей есть неожиданная – памятник Робинзону Крузо и его верному другу Пятнице, установленный на одной из улиц. Во второй книге о жизни Робинзона Даниэль Дефо отправил его в новое путешествие, в котором Робинзон в течение восьми месяцев зимовал в Тобольске.
Сегодня Тобольск – современный индустриальный центр с развитым образованием. В числе лучших – средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов, одна из крупнейших школ не только Сибири, но и России.
Для директора Ольги Михайловны Ключко это родной дом, куда она, уже имея педагогический опыт, пришла почти тридцать лет назад рядовым учителем и выросла до руководителя. Это ее мастерская, где она достигла высокой степени профессионализма, ее храм, где она отдыхает душой.
Первые годы молодой педагог, выпускница Уральского государственного университета, накапливала опыт и знания, овладевала методическим мастерством. В коллективе Ольга Ключко выделялась целеустремленностью, волей и характером, задатками лидера. Коллеги оценили и ее человеческие качества – открытость, доброту, внимание и всегдашнюю готовность прийти на помощь. Всю дальнейшую жизнь в педагогике она неустанно училась, пополнила образование в Тобольской государственной социально-педагогической академии имени Д.И.Менделеева. Став руководителем, прививала в коллективе культуру командной учебно-воспитательной работы, вкус к педагогическим инновациям, к творчеству. Она уверена, что путь к совершенству педагога – личностное развитие, повышение профессиональной компетенции, постоянная учеба, участие в семинарах, самообразование.
Директор школы, по убеждению Ольги Михайловны, обязан быть учителем и методическим лидером: показывать пример успешности, проводить мастер-классы, владеть методикой и новейшими педагогическими технологиями. Он должен уметь все, вплоть до оказания первой доврачебной помощи. И каждый учитель должен стремиться к саморазвитию и лидерству в постижении мастерства.
Несколько лет назад школа пережила реконструкцию и реорганизацию. В итоге стала самой большой в городе: около 2200 учеников. Появилось самое современное учебное оборудование, это и компьютерные классы, и лаборатория IT‑технологий.
Модернизированная школа, по мнению ее директора, делает ставку прежде всего на профессионализм и методическое мастерство педагогов. Учитель, входя в компьютерный класс или в IT-лабораторию, видит глаза своих питомцев, и они это чувствуют, воспринимают его не только как наставника, но и как пример отношения к знаниям.
Коллективом в составе более ста учителей управлять нелегко. Ядро составляют опытные старшие педагоги и учителя среднего возраста. Молодые, в том числе выпускники Тобольской социально-педагогической академии, не остаются без помощи и опеки, им есть с кого брать пример и у кого учиться профессионализму.
Тобольск – крупнейший промышленный центр, здесь работают комбинаты газо- и нефтехимической компании «СИБУР». Проблема кадров для высокотехнологичных производств заставила нефтехимиков думать о будущем. Здесь их желания совпали с идеями тобольских педагогов, забота которых – готовить школьников к осознанному выбору будущей профессии. Для будущих кадров был создан центр молодежного и инновационного творчества «Тобольск-ПОЛИТЕХ», а в нескольких школах города была реализована встречная инициатива – появился проект, названный «Классы СИБУР».
В школе №9 создали такой класс в числе первых. Старшеклассники углубленно изучают химию, физику, математику, английский язык. В школе стало обычной практикой, когда уроки физики и математики проводят преподаватели вузов. В рамках дополнительного образования ребята знакомятся с хайтеком по программам робототехники, «IT-эксперт», «IT-лаб». Дополнительно изучают информатику на базе центра «Тобольск-ПОЛИТЕХ». В Тобольском многопрофильном техникуме ребят обучают азам рабочих профессий. С оборудованием и технологическим процессом старшеклассники знакомятся непосредственно на производстве. Под руководством опытных наставников подростки занимаются научным и техническим творчеством.
Первый же учебный год дал отличные результаты. Занимаясь на базе центра «Тобольск-ПОЛИТЕХ» под руководством преподавателей и студентов, ребята разрабатывали свои идеи, изготовляли технические модели на современном оборудовании. Их увлекали практическая направленность обучения, общение со специалистами и доступ к обширной базе знаний центра.
В итоге тобольские ученики – участники проекта «Классы СИБУР» представили для экспертной оценки результаты своей работы – 22 проекта по 5 направлениям. «Переработка пластика для повторного использования», «Применение вторсырья в ландшафтном дизайне», «Система климатического контроля для сельского хозяйства», «Экологический робот-пробозаборщик», «Умная» парковка» – это только часть тем, которые старшеклассники представили в виде докладов на итоговой конференции. Эксперты – руководители научных программ центра «Тобольск-ПОЛИТЕХ», представители компании «СИБУР» и Регионального информационно-образовательного центра Тюменской области – отметили высокий уровень проектов и предложили ребятам продолжить развитие представленных работ.
Будущую профессию выпускники выбирают осознанно уже в школе совместно с учителями и родителями. По завершении обучения их ждут профильные факультеты университетов. Уровень знаний выпускников школы №9 стабильно высокий – целые классы без троечников, 100 баллов по результатам ЕГЭ не редкость. Ее ученики – постоянные участники и победители олимпиад по физике и химии на городском и региональном уровнях. Многие видят свое профессиональное будущее в энергетике, для них открывают свои двери Уральский федеральный университет, Тюменский индустриальный университет и другие вузы страны.
Конечно, не все воспитанники школы станут нефтехимиками и инженерами. Сделать выбор будущей профессии помогают дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, в том числе по социально-педагогическому, художественно-эстетическому и другим направлениям.
Выбор профессии – это очень серьезно. Но какая школа без веселья, без праздников с танцами, песнями! Здесь жизнь бьет ключом, работают театральные, танцевальные, певческие коллективы – победители многих молодежных фестивалей и конкурсов, хореографический ансамбль «Радуга», популярный в Тобольске школьный хор. Школьный спортивный клуб «Сокол» – непременный участник всероссийских смотров-конкурсов школьных спортклубов.
Каждая школа – это целый мир, особый и органичный. Очень важно, как живется здесь детям и педагогам. Школа хороша тогда, когда дети учатся с радостью, учителя работают с воодушевлением, родители приходят с благодарностью и желанием поучаствовать в школьных хлопотах. Их единодушные отзывы о своей любимой школе №9: «Лучшая школа в городе, отлично подготовленные учителя, дети воспитанные и культурные!»
Ольгу Михайловну радуют эти отзывы, потому что это высшая оценка ее труда как педагога. Как говорил Лев Толстой, совершенный учитель соединяет любовь к своему делу с любовью к детям. Вся ее забота о школе сродни материнской. В каждом учитель должен видеть личность. Она думает об их комфорте в классных комнатах, об их здоровье, духовном и нравственном воспитании. Ведь они будущие граждане страны, которая скоро перейдет в их руки.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии