В детском саду №15 «Сибирячок» свои двери для дошкольников открыл центр конструирования. На торжестве в честь такого события дети порадовали гостей творческими номерами, а педагоги провели мастер-классы. Взрослых, как и малышей, увлекла также деятельность по созданию движущихся моделей робота и самоката. Все уложились в положенное время, молодцы!
Кстати, в Канске это первый центр, наполненный современными наборами конструкторов для занятий дошкольников по робототехнике. Здесь представлены разнообразные виды конструкторов, работа с которыми позволяет формировать важные навыки у дошкольников. Надо отметить, что с марта 2021 года детский сад «Сибирячок» стал региональной инновационной площадкой, реализующей проект «Первые шаги юных инженеров». Открытие центра конструирования – еще один шаг педагогического коллектива в стремлении предложить разнообразные и интересные возможности для развития технического мышления у детей.
«Сибирячок» – победитель краевого конкурса дополнительных общеобразовательных программ и краевого конкурсного отбора на получение субсидии для создания новых мест для дополнительного образования детей. Победа в конкурсах позволила пополнить среду новейшими конструкторами AIKIRO STEP 1 и CUBROID, приобрести ноутбук и планшеты для программирования моделей роботов. В дополнительной общеобразовательной программе «Робототехника» появился новый образовательный модуль, содержание которого помогло охватить образовательной робототехникой детей не только подготовительной группы, но и старших групп.
В октябре в «Сибирячке» прошел методический день для 47 педагогов восточной зоны Красноярского края. Сюда приехали представители из тринадцати территорий. Коллектив представил опыт работы по двум направлениям: «Формирование предпосылок инженерно-технического мышления детей дошкольного возраста на основе развития конструктивно-технических навыков» и «Учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ как условие эффективной коррекции дефектов их развития».
Как напомнила заведующая детским садом Наталья Владимировна Глушкова, с первого сентября этого года все дошкольные учреждения перешли на новые федеральные программы. Также с марта действует новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам. Коллектив детского сада был готов к изменениям, все понимают их важность и необходимость, подчеркнула заведующая. Административная команда прослушала ряд вебинаров, организованных Красноярским институтом повышения квалификации работников образования совместно с Министерством образования. Весной прошла обучение на семинарских занятиях старший воспитатель Светлана Алексеевна Левочкина. В течение летнего периода была разработана образовательная программа, с сентября проходят обучающие семинары-практикумы для коллектива. Также во всех возрастных группах на собраниях воспитатели ознакомили родителей малышей с особенностями программы дошкольного образования в каждой возрастной группе.
Слушая заведующую, я отметила, что коллектив детского сада, с которым я знакома давно, отличает умелое взаимодействие опытных и начинающих педагогов. Порадовало, что в этом году пришли молодые специалисты – учитель-логопед и воспитатель. Первая окончила Педагогический университет имени В.П.Астафьева, вторая – выпускница Канского педагогического колледжа. Можно сказать, что новичкам повезло. Во-первых, работать в учреждении, которое по праву считается лучшим в городе, интересно, а во-вторых, здесь системно реализуется практический проект «Первый шаг в профессию». Разработана «дорожная карта» по внедрению целевой модели наставничества в дошкольном учреждении. В ней предусмотрены мероприятия по организации наставнической деятельности. А в положении о ней четко прописаны все этапы поддержки и помощи начинающим педагогам, представлены система мониторинга эффективности реализации программ наставничества, механизмы формирования наставнических пар.
По мнению Натальи Глушковой, практика «Первый шаг в профессию» весьма успешно позволяет сократить период адаптации сотрудников, повысить эффективность их труда и, что немаловажно, открыть второе дыхание у стажистов-наставников, повысить их статус.
Во время методического дня гости ознакомились с опытом управления дошкольным образовательным учреждением в инновационном режиме, посетили мастер-классы. Они в полной мере оценили возможности инновационного дидактического оборудования и приемы, позволяющие формировать и развивать с его помощью у дошкольников предпосылки инженерно-технического мышления. Также полезной и интересной для прибывших коллег стала работа площадок, где были представлены методические мастер-классы «Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников средствами геймифицированных технологий», «Дары Фребеля в художественном конструировании», «Конструктор Cuboro как средство развития логического мышления», «Ментальная арифметика – зарядка для ума» и др.
В ходе работы площадок гости не только смогли практически поработать с представленным инновационным оборудованием, но и задать свои вопросы педагогам и администрации.
Во второй части насыщенного событиями дня хозяева представили опыт коррекционной работы по сопровождению дошкольников с ОВЗ. Упор был сделан на обязательный учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ как условие эффективной коррекции дефектов развития. Специалисты детского сада на методических мастер-классах представили коррекционно-развивающие технологии, позволяющие нивелировать нарушения развития дошкольников с ОВЗ разных нозологий. Это и применение зрительных тренажеров для развития прослеживающей и поисковой функции глаз для детей с нарушением зрения, и логопедический массаж как средство стимулирования подвижности артикуляционного аппарата дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, и другие технологии.
По окончании мастер-классов все педагоги собрались в зале для подведения итогов. Методический день не только подарил возможность активно перенять опыт работы дошкольного учреждения, но и помог представителям разных территорий установить связи для дальнейшего сетевого сотрудничества, в котором все оказались заинтересованы.
Людмила Диденко, заведующая отделением дошкольного образования Канского педагогического колледжа, высоко оценила прошедшее мероприятие.
– Современному воспитателю важно владеть технологиями, направленными на развитие технических и конструктивных умений дошкольников, – сказала Людмила Павловна. – В нашем колледже будущие воспитатели осваивают курс «Практикум по использованию дидактического оборудования», в рамках которого приобретают навыки использования в работе с дошкольниками интерактивной доски, наборов робототехники, учатся создавать простейшие программы для моделей роботов, интерактивные игры и упражнения, работать с разным программным обеспечением. Одна из задач, стоящих перед системой образования сегодня, – это подготовка инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отечественных предприятий. Для решения этой задачи в первую очередь необходимо вернуть массовый интерес молодежи к научно-техническому творчеству. Формирование такого интереса и, как следствие, предпосылок инженерно-технического мышления можно и нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Конечно, делать это надо с учетом возрастных особенностей дошкольников. Важно организовать в образовательном пространстве детского сада предметную игровую техносреду, которая будет помогать детям приобретать начальный опыт работы с техническими объектами. Уверена, что занятия конструированием и робототехникой, безусловно, помогут дошколятам раскрыть свой потенциал и стать творческими, талантливыми и самостоятельными личностями. Возможно, кто-то из них в будущем станет конструктором, а его инженерные идеи и решения будут способствовать технологическому развитию нашей страны.
Эдуард Боровский, руководитель Управления образования администрации города Канска, подчеркнул, что детский сад №15 как региональная инновационная площадка по реализации программы дошкольного образования по робототехнике уверенно берет новые высоты. На протяжении пяти лет здесь обновляется материально-техническая база за счет грантов, внебюджетных средств и платных образовательных услуг. И вот теперь открылся центр конструирования – новое место детской активности и развития. Это получилось благодаря увлеченному управленческому и педагогическому коллективу детского сада, педагогам, которые прошли специальную подготовку под руководством грамотного и инициативного руководителя. Эдуард Викторович пожелал коллективу дальнейшего профессионального развития.
Все гости, участники методического дня, единодушно отметили слаженность коллектива «Сибирячка», который открыт для сотрудничества и дружбы. Все были рады знакомству и разъехались по окончании мероприятия с позитивным настроем.
Татьяна ЮРКИНА, отличник народного просвещения, Канск, Красноярский край
Комментарии