search
main
0

Сибирская Болонь. Право на поставку… мозгов сохраняется

Наша страна вступает в новую фазу либерально-монетаристских реформ, объектом приложения которых на этот раз избрана система образования. Высшая школа в Омске ежегодно выпускает 10-12 тысяч специалистов. В шести университетах, трех академиях и двух институтах обучаются только на дневном отделении 78 тысяч студентов. Это превышает среднероссийский показатель, составляющий 170 обучающихся на десять тысяч населения. А всего в России сейчас работает 564 государственных вуза, в том числе 94 – в Сибири. Экономные граждане говорят: «Это много! Страна не в состоянии трудоустроить по специальности всех выпускников!»

С этой точки зрения реформа просто необходима. Нужно привести отечественные образовательные структуры в соответствие с мировыми показателями, учредить бакалавриат и магистратуру, внедрить тотальное тестирование, провести ЕГЭ, а главное – сократить число вузов, финансируемых из средств федерального бюджета. То есть ради экономии государственных денег сделать высшее профессионально-научное образование недоступным для большинства молодых людей.

Россия присоединилась к Болонскому соглашению и приняла на себя ряд обязательств. Этот договор может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Приведение образовательных программ к единому среднеевропейскому стандарту даст российским специалистам конвертируемый диплом и повысит их конкурентоспособность на мировом рынке труда. Увеличится уровень обмена преподавателями и студентами между вузами России и Европы. Отечественные вузы станут полноправными участниками европейских образовательных и научных программ, что позволит некоторым из них получать финансирование из бюджета Европейского сообщества. Томский политехнический и Красноярский педагогический университеты уже активно работают в новых рамках, а большинство вузов Сибири лишь присматриваются к участию в Болонском соглашении. Потому что есть и другая сторона медали. Конвертируемый диплом активизирует эмиграцию молодежи: на выезд из страны ориентировано свыше трех пятых студенческой молодежи.

Насколько мне известно, в рамках нынешней модернизации на федеральном финансировании предполагается оставить всего 30 государственных вузов, так сказать, образцово-показательных университетов. Еще семьдесят будут названы ведущими вузами по направлениям, получив смешанное федерально-региональное финансирование. Например, на Урале и в Сибири планируется оставить всего два технических университета: в Екатеринбурге и Томске.

А как быть остальным? На паперть? Местные бюджеты принять такие махины не в состоянии! По словам господина Болотова, либо сибирские вузы станут филиалами государственных, либо в регионе будет создан на базе слияния единый муниципальный университет. Вместо доступного бесплатного высшего образования мы получим маловразумительного монстра. Откроется простор для частной инициативы. Кстати, Омск по числу негосударственных вузов уже превзошел Германию – в ФРГ их всего шесть!

На первый взгляд проблему решат единый государственный экзамен и выдаваемое на его основе государственное именное финансовое обязательство. Но максимального размера ГИФО не хватит даже на оплату двух семестров обучения в среднепрестижном вузе. С ГИФО, кстати, не все ясно: разовая ли это выплата, или его будут ежегодно возобновлять, варьируя в соответствии с результатами сессии?

В рамках Болонского соглашения мы теряем больше, чем способны приобрести. Россия получит бакалавров, не имеющих полного высшего образования, тесты на экзаменах вместо принятых в ведущих университетах письменных работ, ЕГЭ, ГИФО. И право быть поставщиком мозгов в Европу. Мы теряем исправно работающую высшую школу, отвечающую национальной традиции, доступную большинству и ежегодно выпускающую в жизнь около миллиона классных специалистов. Вузам страны нужна не реформа, а полноценное и своевременное финансирование.

Николай САЛОХИН, доцент Омского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте