Несколько лет назад благодаря совместной инициативе руководства Общероссийского профсоюза образования и Профсоюза учителей Швеции в нашу жизнь вошла новая форма правового просвещения – профсоюзные кружки. Брянский район в числе первых в области включился в реализацию «пилотного проекта» по подготовке их руководителей. Сегодня у нас действуют 29 таких неформальных объединений, в которых занимаются 312 человек.
Работу кружков координирует районный комитет профсоюза. При планировании мы исходим из того, что в каждой первичной организации должен пройти районный семинар для руководителей кружков. Темы занятий нам подсказывают сама жизнь, проблемы, возникающие в образовательных учреждениях.
Например, известно, что основным документом, регулирующим внутрисоюзную работу, является Устав профсоюза. Поэтому в Добрунской средней школе прошел семинар, на котором подробно изучались его положения. Занятие включало в себя и тестирование, и деловую игру с применением наглядных пособий. В Толмачевской школе на заседании кружка обсуждалась тема «О роли профсоюза на современном этапе». Учитывая, что в некоторых учреждениях все еще нарушаются права учителей, не сложилось четкой системы контроля за соблюдением законодательства, на базе Домашовской школы райком провел семинар на тему «Регулирование трудовых отношений».
Не менее актуальная тема «Трудовая книжка» обсуждалась на семинаре в Смольянской средней школе, который прошел с участием специалистов управления образования. На первый взгляд, заполнить трудовую книжку довольно просто. Однако это ложное мнение. Любая неточность в описании «трудовой биографии» работника имеет серьезные последствия. Нередко из-за допущенных ошибок у педагогов возникают проблемы с назначением досрочной пенсии, переходящие в судебные разбирательства.
Семинар в супоневской средней школе №1 был посвящен охране труда в образовательном учреждении. Подробно изучив ТК РФ, участники семинара говорили о том, что, получив законодательные права, профсоюзы теперь обязаны добиваться создания для работников безопасных и комфортных условий труда.
Социальное партнерство с властью и работодателями, как известно, позволяет добиваться новых льгот и гарантий для педагогов. Например, реализация районного Соглашения между администрацией, управлением образования и райкомом профсоюза позволила решить проблему оплаты проезда учителям сельских школ, проживающим вдалеке от работы, определить перечень профессий с вредными условиями труда, дающими право на дополнительный отпуск, установить доплату председателям первичных профсоюзных организаций до 30% от ставки. В коллективных договорах образовательных учреждений предусмотрены дополнительные гарантии для учителей, в том числе при сокращении штатов. Вместе с тем анализ заключенных договоров на уровне школ показывает, что профсоюзные комитеты далеко не в полном объеме используют предоставленные им права. Поэтому два районных семинара мы посвятили заключению коллективного договора, пригласив на них юриста и специалиста отдела по труду администрации района.
Недавно мы попытались подвести промежуточные итоги, выяснить, привело ли повышение профессионализма профсоюзного актива к развитию социального партнерства, усилению защиты социально-трудовых прав учителей, вырос ли уровень информированности работников, повысилась ли привлекательность профсоюза для педагогов. На районном семинаре в Молотинской средней школе руководителям кружков были розданы оценочные карты. Подавляющее большинство поставило по этим позициям оценку «хорошо».
Успехи профсоюза, безусловно, зависят от конкретных активистов, от их знаний и умения работать с людьми. Формированию лидерских качеств у профсоюзных лидеров был посвящен один из «круглых столов» международной конференции участников российско-шведского проекта, которую принимала Брянская область. «Круглый стол» прошел у нас в районе, в Мичуринской средней школе, где сложилась стройная система работы в данном направлении.
Пожалуй, теперь уже никто не сомневается в том, что профсоюзные кружки – эффективная форма правового обучения педагогов. Областной комитет профсоюза не только определил цели этой непростой работы, но и стал для нас главным помощником: консультирует, обеспечивает методической литературой, организует обмен опытом.
Третий год подряд обком проводит конкурс на лучшую методическую разработку занятия профсоюзного кружка. На первом конкурсе наш район представляла учитель истории Добрунской средней школы Виктория Быльева, предложившая занятие по теме «Поэтом можешь и не быть, но Кодекс Трудовой ты знать обязан». Ее разработка заняла первое место и была опубликована в газете «Мой профсоюз». В прошлом году участие в конкурсе приняла учитель иностранного языка Домашовской средней школы Елена Николаевна Фомина и тоже одержала победу! В этом году на областном конкурсе, итоги которого еще не подведены, Брянский район представляет руководитель профсоюзного кружка Глинищевской средней школы Зинаида Бондарева. Ее методическая разработка «Что нам стоит дом построить?» основана на личном опыте. Пройдя через многие трудности при получении жилья, Зинаида Ивановна решила помочь коллегам разобраться в тонкостях жилищного законодательства, особенностях современного ипотечного кредитования и, что очень важно, выработать тактику взаимоотношений с чиновниками.
Наряду с обучением и обобщением опыта работы руководителей профсоюзных кружков большое внимание мы уделяем своевременному информированию коллективов. В образовательные учреждения направляются бюллетени, методические рекомендации по различным вопросам профсоюзной и правовой работы. И, конечно, один из главных наших помощников – газета «Мой профсоюз», материалы которой активно используются для правового просвещения учителей.
Лидия КОНОВАЛОВА, председатель Брянской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Брянская область
Комментарии