Свой очередной день рождения Гайда Лагздынь отметила открытием выставки своих книг. Первая книжка Лагздынь вышла, когда ей было сорок пять лет. Но в литературе ее неуемной натуре показалось тесно.
– Мне давно хотелось создать театр, но не было подходящих сценариев. Поехала в Министерство культуры в репертуарный отдел. Попросила хороший сценарий. Ничего не нашлось. Подумала: сказки придумываю, стихи сочиняю, песни пишу. Почему не попробовать самой написать сценарий? Понравилось, стала создавать авторские спектакли.
В первом составе ее музыкально-поэтического театра было семьдесят человек. В 1991 году театр получил звание Народного. Театр часто выезжал на творческие вечера в Москву. У руководителя театра огромный архив: альбомы с фотографиями сцен из спектаклей, программки, не счесть почетных грамот. Финансирования хватало только на оплату работы музыкантов, хореографа, дирижера. Сама Гайда Рейнгольдовна пять лет не получала зарплату.
Настали времена, когда выживать стало трудно. С остатками коллектива Лагздынь перешла в школу №9. Добираться до работы было далеко. Когда повзрослел второй состав, Гайда Рейнгольдовна оказалась в школе №53, которая строилась на ее глазах. По сути, театр был создан в третий раз. Первый спектакль, поставленный в стенах 53-й школы, назывался «Зоопарк». Потом было «Сказание про Ваньку Тверского…» Это представление показывали на Дне города. Невозможно было протиснуться сквозь толпу зрителей. Такой же успех был и на других площадках…
– Сейчас идет уничтожение детского творчества. Прежде отношение государства к подрастающему поколению было другое. Наш театр участвовал во многих московских фестивалях, мы трижды лауреаты России. Но театр лишили хореографа, музыканта. Мы вытаскиваем детей из подворотни, а нас пытаются уничтожить. Дополнительное образование собираются сделать платным. Но с кого брать деньги?! Трое детей растут без матерей, две девочки из глухонемых семей.
Мне приходилось бывать на репетициях Гайды Рейнгольдовны. Она выступала не только за режиссера, но и за хореографа. Неудивительно, что дети из ее театра прекрасно поют, танцуют, читают стихи и прозу.
Лагздынь ставила по два спектакля в год. Дети разного возраста, каждому ребенку надо дать роль. Поэтому наряду со спектаклем «Война глазами детей» с «новобранцами» она ставила «Книжкину больницу», «Курочку Рябу». Спектакль «Война глазами детей» она возобновляла с каждым новым составом. Куда только не приглашали, в том числе и на областное радио. После трансляции был целый шквал звонков, слушатели плакали и благодарили.
– Я не могу долго заниматься одним делом. Поэтому одновременно ставила спектакль, создавала концертную программу, хореографические миниатюры. Ребятам ведь все интересно.
Было у Гайды Лагздынь и литературное объединение «Курочки Рябы», где дети сочиняли рассказы, сказки, сами делали книжки.
– Неспособных детей не бывает, – уверена Гайда Рейнгольдовна. – Просто некому развивать их таланты.
Иной раз кто-нибудь из детей пожалуется на трудную жизнь. Наставница посоветует: «Вспоминайте лучшие мгновения своей жизни».
Жизнь не баловала писательницу. Отца, латышского рабочего, расстреляли в 37-м. Семью выслали в Калинин. Гайде удалось окончить институт. Более тридцати лет преподавала детям химию и биологию и всегда занималась творчеством.
Сегодня ее стихи положены на музыку. Многие исследователи цитируют ее поэтические строки как народные.
Связь ее детской поэзии с народным творчеством видна даже по разделам книги: лопотушки-топотушки, шутки-прибаутки, кричалки-дразнилки, скороговорки-поговорки, а также различные азбуки, в том числе логопедическая, которую взяли на вооружение театральные педагоги. Чтобы писать для малышей, надо сохранить в себе детское восприятие мира.
У Гайды Лагздынь много литературных премий и наград. Но больше всего ее порадовал телерепортаж из далекой Якутии. Показали детдомовского малыша. На его кроватке лежала книжка-подушка – ее стихи, изданные в виде подушечки.
Тверь
Комментарии