Ни в школьные годы, ни в университете я и представить не мог, что когда-нибудь буду учить детей. Но вот уже 11 лет не представляю себя вне школы. Почему? Может, потому, что все это время доводилось общаться с хорошими детьми – и в обычной школе небольшого поселка, и в гимназии, и в лицее. Возможно, потому, что последние восемь лет работаю с детьми, заинтересованными в приобретении качественных знаний по моему предмету. Или оттого, что девятый год подряд выпускаю 11-й класс и в постоянно меняющихся условиях проведения итоговой аттестации над этим вопросом просто нет времени задуматься.
К сожалению, государственная политика в области образования привела к тому, что скоро мужчин, работающих в школе, придется заносить в Красную книгу. Поэтому значительная часть молодых людей после окончания университета ищет работу с более достойной зарплатой, а оставшиеся в школе вынуждены искать дополнительные источники заработка, заниматься репетиторством. У многих учителей, даже самых замечательных, просто нет времени на общение с детьми. Результаты такого отношения государства к школе мы видим в уровне детской беспризорности, преступности, наркомании.
Мы живем в информационном обществе и, увы, становимся свидетелями все больших несоответствий между требованиями времени и результатами школьного образования. Ведь основной ресурс сегодня – мобильный, высококвалифицированный, конкурентоспособный человеческий капитал.
В любой жизненной ситуации, принимая решение, человек всегда имеет выбор. Поэтому моя педагогическая философия заключается в формировании у учеников способностей действовать рационально, тщательно анализировать проблему, изучать все ее аспекты и только потом принимать осознанное решение.
Изучение математики – одно из лучших средств развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Главную роль тут играют задачи: ведь наше мышление – это непрестанные постановки и решения задач. Стремлюсь формировать такой подход к решению задач, когда они становятся объектом анализа, исследования, конструирования нового способа решения. Особое место на моих уроках занимает линия задач с параметрами. Уравнение с параметром – это на самом деле целый класс уравнений, поэтому учащемуся приходится разбирать разные варианты в зависимости от определенных значений параметра. Умение решать такие задачи способствует интеллектуальному развитию, формирует мышление, необходимое для успешной жизни, позволяет не на словах, а на деле воспитывать образованную, компетентную личность, способную адаптироваться к любым условиям.
Урок математики – это совокупность проблемных ситуаций + совместная работа учителя и учеников. Стараюсь ставить перед каждым учеником посильные задачи, но так, чтобы планка, которую он преодолевает, была чуть выше предыдущей. Нельзя обманывать учеников в оценке результатов труда – дети прекрасно чувствуют фальшь. Награда должна быть заслуженной.
Всегда стараюсь сохранять оптимизм и делиться им с ребятами, считаю, что шутка – лучший способ снять накопившуюся усталость.
Валерий МУСИНОВ, учитель математики Угличского физико-математического лицея, учитель года Ярославской области-2005
Комментарии