Как правило, в воспитании ребенка мы ориентируемся на опыт собственного детства. Так что нередко переносим стиль воспитания наших родителей на собственного ребенка. Нередко от них нам переходит привычка сравнивать детей – даже в роддоме молодые мамы неосознанно сравнивают младенцев. Эксперты рассказали, почему это делать не стоит и какие стили развития детей следует иметь в виду, чтобы направить процесс воспитания в нужную сторону.
Педагоги на страницах журнала «Семья и школа» отмечают, что нередко родители, сравнивая своих детей с ровесниками, видят, что сравнение не в их пользу. Всегда находится кто-то умнее, шустрее, сообразительнее. Однако это не только не эффективно, но и разрушительно – как для ребенка, так и для родителя. На деле в воспитании важно знать об особенностях развития каждого ребенка. Психологи выделяют несколько основных стилей развития.
Важно понимать, что особенности нервной системы закладываются уже в период внутриутробного развития, они обусловлены типами нервной системы папы и мамы, а также их генетической комбинации. Так что дети выступают генетическим отражением взрослых. С самого рождения до школы организм ребенка развивается катастрофически быстро, все скачки обусловлены физиологией. И уже в раннем возрасте определяются разные стили развития детей.
Стили развития дошколят
«Нападающий» стиль проявляется, если перед очередным прорывом в развитии ребенок становится капризным, часто рыдает, громко ноет. Такой стиль обычно раздражает родителей. Если для такого поведения малыша есть объективная причина (болезнь, неудобная одежда, раздражение на коже), ее нужно устранить. Если таких причин нет, то можно порадоваться: обычно такой стиль поведения не длится больше недели – после этого ребенок перейдет на новый уровень развития.
«Затихающий». Некоторые дети перед скачком в своем развитии как будто впадают в анабиоз. Они много спят, затем быстро превращаются в обычных малышей с новыми навыками.
«Заболевающий» – такой стиль характерен для детей с тонкой психикой. Перед очередным скачком в развитии они могут температурить, у них могут появиться признаки отравления или простуды. Понаблюдайте за ребенком: возможно, после такой «болезни» вы порадуетесь первым шагам малыша.
«Накапливающий» – у детей с таким стилем развития оно идет резкими рывками. Родители сильно встревожены тем, что у малыша нет необходимых для его возраста навыков, но стоит быть готовыми к тому, что уже через 2–3 дня ребенок сам будет ползать, ходить и говорить одновременно.
Стили развития школьников
Вырастая, дети меняют стили своего развития. Они способны обсудить в вами, о чем попросят в письме Деда Мороза, что было сегодня в школе и чем обидела подруга. Стоит понаблюдать за ребенком, чтобы определить его стиль развития в этом возрасте – тогда станет ясно, на что именно обращать внимание в школьный период.
«Бегун» – такой ребенок быстро обучается. Стоит ему встать на ролики, лыжи, коньки, сесть на велосипед или нырнуть в бассейн – он уже катается и плавает самостоятельно. С такими детьми возникает ощущение, что они уже все умеют с рождения.
Правда, они все же не идеальны. Для реализации им важно не разочароваться в себе – поэтому рядом необходим активный взрослый. Им важно каждый день открывать для себя что-то новое, иначе такие дети быстро теряют интерес. Так что родителям важно, несмотря на свой темперамент, выстроить жизнь в семье так, чтобы ребенок был активно занят. В противном случае в подростковый период скука обязательно выльется в потребности риска и опасные развлечения (зацепинг, стритрейсинг и др.).
«Пешеход». Такой тип развития присущ детям, не обладающим исключительными талантами. Школьный материал с ними нужно изучать весьма обстоятельно. Ребенок-пешеход обычно медлительный. Не спешит бежать вперед, не любит шумные игры, на любое дело у него уходит немало времени. Обычно такие дети покладисты и послушны.
Им необходимо пристальное внимание взрослых. При ослаблении контроля дело пускается на самотек. Так что родителям придется быть настойчивыми и терпеливыми при формировании привычек у «пешеходов». Важно смириться с тем, что выдающихся способностей у ребенка нет, нужно всегда быть рядом и мягко направлять, часто хвалить за любые, даже незначительные, победы и достижения. Тогда во взрослом возрасте он сможет чувствовать себя счастливым.
«Прыгун» – детей с таким стилем развития легко определить: они часто все забывают и теряют вещи. В обучении испытывают сложности – именно им нужна максимальная отдача от родителей. «Прыгун» развивается рывками – так что с ним нужно заниматься постоянно, пробовать новые виды деятельности, повышать их самооценку. Вкладывать усилия стоит до того момента, пока не найдется занятие, в котором ребенок будет успешен. Дети такого типа развития вырастают хорошими узконаправленными специалистами. Очень может сложиться так, что именно ваш ребенок станет нобелевским лауреатом за открытие, которое вам пока сложно представить.
Эксперты обращают внимание, что любой стиль развития в чистом виде встречается редко. Как правило, в ребенке сочетаются несколько стилей: например, в школе он ведет себя как пешеход, а в спортивной секции как прыгун. Важно обратить внимание на его поведение и подобрать подходящую для него модель развития.
Что делать, если ребенок не хочет идти в школу
Ясно, что без обучения в детстве невозможно реализовать себя во взрослой жизни. Среднее образование является обязательным. При этом ребенку школа все же должна нравиться, иначе обучение будет не впрок. Чтобы ребенок хотел идти в школу, стоит быть внимательными к его эмоциональному и физическому состоянию. Не следует перегружать детей в начальной школе. Для младшего школьника один кружок и пара часов спортивных занятий в неделю вполне достаточно. В период бурного роста у подростков привычная нагрузка также может стать проблематичной. Родителям следует позволять ребенку отдыхать от кружков в пользу сна и восстановления сил.
Важно следить за тем, чтобы режим дня был отрегулирован. Поле школы полезно час прогуляться, после обеда стоит отдохнуть. Хорошо также оптимизировать выполнение уроков. Именно домашние задания зачастую провоцируют нежелание ребенка учиться. Поэтому сложные задания нужно выполнять сначала, а простые оставлять на потом. Кроме того, время, в течение которого ребенок легко концентрируется на задании, зависит от его возраста. Если в начальной школе оно составляет 20 минут, то для старшеклассника увеличивается до 45 минут.
Комментарии