search
main
0

Шустрик или выскочка? Как развить терпимость и умение слышать других

Раньше здесь была школа для детей с нарушениями зрения. Школа сохранилась, детки со всего Екатеринбурга приезжают сюда на учебу, но на ее базе в 2005 году по приказу министра образования Свердловской области был организован центр «Ресурс».

Как бы ни развивалось общество, сколько бы внимания ни уделяло здоровью женщины, замечено, что число детей, появившихся на свет с отклонениями по зрению, слуху, речи, опорно-двигательному аппарату, остается примерно одинаковым. Природа по какой-то одной ей ведомой причине поддерживает данное равновесие. Может быть, чтобы люди никогда не забывали о тех, кому сложнее уже по рождению.

В центре несколько отделений. Школа – одно из них. Там работают по коррекционно-развивающим технологиям. Есть отделение для дошкольников: группа общего развития и группа для слепых. В состав коррекционно-диагностического отделения входит областная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая обеспечивает выбор образовательных программ для ребятишек с нарушениями в развитии. Ведется также сопровождение детей со сложными патологиями, которые живут в отдаленных районах и не могут приезжать в областной центр постоянно: ими занимаются специалисты на местах, но под методическим руководством сотрудников «Ресурса». То есть «Ресурс» помогает, с одной стороны, детям и их родителям, с другой – педагогам и врачам.

Подобная система коррекционного обучения и медико-социального диспетчерства существует лишь в нескольких регионах России. Свердловский опыт имеет свои специфические черты. «Ресурс» оказывает поддержку не только детям с серьезными отклонениями. Его директор Надежда Должикова подчеркивает, что к ним может обратиться любая семья, в том числе с временной проблемой, поведенческой или адаптационной, такой, как утрата мотивации к обучению, снижение успеваемости без очевидных причин, эмоциональный упадок ребенка, проявление агрессии. Помощь будет оказана бесплатно. Например, в прошедшем учебном году в центр обратилось 438 семей. 153 ребенка находятся на дистанционном сопровождении.

…Этот мальчик по типу своей нервной системы не принадлежал к удобному для педагогов разряду тихонь и отличников. Кто-то таких «подвижников» называет ласково шустриками, а кто-то раздраженно выскочками. Учительница не приняла его повышенной двигательной активности и стремления к лидерству. В младших же классах отношение учителя нередко определяет и отношение сверстников. Мальчика стали задирать, обзывать, появилась ответная агрессия. Речь шла о переходе в другую школу. Мама, которая одна воспитывала ребенка, пришла за советом в «Ресурс». Рассказывает Надежда Валентиновна Должикова:

– Один специалист работал с мамой, другой – с ребенком. Мальчик был интеллектуально развитый, отзывчивый на психологическую работу, он сам сформулировал задачу: «Хочу научиться договариваться с одноклассниками, хочу с ними дружить». За несколько месяцев занятий удалось развить в нем такие качества, как терпимость, умение слышать других, заявлять о собственных потребностях в приемлемой форме, без эмоциональных всплесков. Сейчас у ребенка все нормально, он научился общаться и со взрослыми, и с детьми.

И все-таки основным направлением деятельности «Ресурса» является помощь детям с врожденными или приобретенными нарушениями здоровья. Вот еще одна история.

– Три года назад в центр обратилась мама девочки с тяжелой патологией: тотальная слепота плюс умеренная умственная отсталость. Ей было семь лет, а девочка не разговаривала. Приглашаемых домой учителей не слушала, кусалась, не выходила на улицу. Раньше таких детей считали необучаемыми. Теперь же мы знаем: любого ребенка можно научить хотя бы шнурки завязывать и чаю себе налить, для кого-то это очень важные умения.

С ребенком стали работать несколько специалистов: логопед, психиатр, педагог по развитию. Девочка очень изменилась. Теперь она ориентируется в пространстве, спокойно разговаривает с теми, кто встречается на пути. Достижением можно считать даже то, что они с мамой приезжают к нам не только на машине, как раньше, а на трамвае – у девочки больше нет страха жить.

Учеба здесь сочетается с медицинской помощью. Сейчас «Ресурс» активно осваивает современный электронный ресурс – дистанционное обучение детей через Интернет.

Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте