На Руси всегда уважительно относились к народному творчеству, к тому, что создано своими руками. Огромная любовь к поделкам, игрушкам, изделиям из лоскутков жива и в XXI веке. В этом я смогла убедиться на выставке “Авторская текстильная кукла Любови Юкиной”, которая проходила в московской галерее-клубе “Сабурово”.
Позвольте познакомить вас, дорогие читатели, с автором бесконечного числа кукол Любовью Жановной Юкиной. Очень милая, энергичная и обаятельная женщина, она окончила Московский полиграфический институт в 1970 году. Свыше двадцати пяти лет участвует в российских, международных, зарубежных выставках. Ее работы находятся в Башкирском государственном художественном музее имени М.Нестерова, в Брянском государственном художественном музее, в Германии, в частных коллекциях Франции, Америки, Канады, Австралии, Австрии. Работы Юкиной – это не привычные нам с детства куколки с бантиками и рюшечками, с голубыми глазами и пышными волосами. Это фантазийные образы человеческих настроений, мыслей, чувств, переживаний, талантливо созданные из привычного для нас повседневного материала – ткани.
На первый взгляд кажется, что ее куклы бесформенны и неуклюжи. Но если всмотреться в каждую из них, можно найти что-то доброе и милое, симпатичное и мыслящее. Кто-то назвал эти создания “гомо тряпиенс”. Как говорит сама автор кукол, слово “гомо” давно потерялось, осталось только “тряпиенс”. В своей только что изданной книге “Куклы: Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками” Любовь Юкина объясняет: “Тряпиенсы – это скульптурные фантазии, текстильные скульптуры. Тряпиенс не укладывается в рамки обычной куклы. Из разноцветных текстильных объемов может появиться кто угодно: авторская кукла, целая текстильная композиция для оформления интерьера, добрые хранители домашнего очага – шуршики да мюмзики”.
Привлекают внимание шутливые, порой загадочные и необычные имена кукол. Здесь и Застенчивый, и Господин Вельвет, даже Красота Страшная! Есть Фифа, Тортилла, Козастик. Всех не перечесть. Все они создавались Любовью Юкиной тогда, когда, как она сама признается, хотелось отвлечься от кухни, бесконечной женской суеты вокруг плиты да полов. Устав от повседневных забот, она запиралась в комнате и творила, творила… Забываясь в этом счастье, счастье жить, изобретать, отдаваться любимому делу.
Произведения искусства должны настраивать человека на мысли о добре и зле, о смысле бытия, о том, что есть вечное, а что – мимолетное. Когда уходишь из зала с детским названием “Куклы”, в голове возникают совсем не детские мысли, а тонкая ирония автора заражает оптимизмом и хорошим настроением.
В галерее привлекают и другие залы, где можно насладиться не менее интересными работами мастериц “лоскутной живописи”. Многочисленные мозаичные панно, разноцветные покрывала, причудливые подушки и самобытная одежда – все это из маленьких лоскутков, которые с любовью, кропотливо и тщательно подбираются начинающими мастерицами.
Такую мозаику можно сравнить, пожалуй, с техникой французских импрессионистов. К примеру, Эдуард Мане. В его картинах глаз сначала не замечает ничего, кроме широко расположенных пятен. Затем предметы начинают вырисовываться и как бы становятся на место. А через несколько мгновений выявляется целое, значительное, и начинаешь по-настоящему наслаждаться, созерцая эту ясную и в то же время серьезную живопись. И понимаешь, что только тщательно подобранные формы и оттенки цветов позволяют наслаждаться этими лоскутными “мазками”. И в нас проникает настроение, созданное рукой мастерицы.
Наталья ХОХЛОВА
Комментарии