Мы часто спрашиваем у детей: «Чем бы ты хотел заняться?», в ответ слышим: «Играть! В машинки и куклы, салочки и прятки и, конечно, компьютерные игры». «Что бы ты хотел послушать?» – «Сказки! Веселые и грустные, волшебные и юмористические, страшные, но со счастливым концом!» – «А чего ты ждешь?» – «Дня рождения, Нового года, праздников! Чтобы петь и танцевать, шуметь и веселиться».
Перед нами, учителями, возникает дилемма – как же все это объединить и дать ребенку возможность не только наблюдать, но и участвовать, играть и самому создавать сказку? И тогда возникла идея: давайте играть в театр! Ведь он сочетает в себе музыку и танцы, яркие декорации и костюмы, интересные истории и сказочных персонажей. Участвуя в спектаклях, дети копируют, подражают, учатся быть другими и в то же время быть собой, пробуют, что у них лучше всего получается. Театр учит слушать и слышать друг друга, работать в команде, импровизировать, не теряться в неожиданных ситуациях, повышает уверенность в себе.
Мы решили попробовать…
После уроков девчонки и мальчишки становятся участниками театральной труппы, узнают о театральных профессиях, своими силами готовят спектакли к показу. Для облегчения адаптации самых маленьких учащихся – первоклассников – мы начинаем со знакомства. В этом нам помогают различные игры: «Трям, здравствуйте!», «Найди свое имя», «Это я!». Такое знакомство помогает ребятам лучше узнать друг друга, расслабиться и почувствовать себя на своем месте. После проведения игр мы приступаем к реализации наших планов. Проектная деятельность в нашем театре основана на групповой работе.
На подготовительном этапе дети знакомятся с литературными произведениями, читают, обсуждают, работают над текстами. Вдумчивое чтение предполагает глубокое понимание смысла произведения, погружение в его атмосферу, разбор незнакомых слов с помощью толкового словаря. Также осуществляются чтение вслух, работа над логикой речи и выразительным чтением. В процессе подготовки идет работа над расстановкой пауз и логических ударений, подбором верной интонации. После комплексного разбора текстов формируются группы, в которых ребята готовят небольшие сценки-драматизации по прочитанным произведениям, примеряя на себя различные роли.
На основном, практическом, этапе утверждается сценарий для спектакля, распределяются роли и начинаются репетиции. С каждым исполнителем нужно вычитать материал, понять характер, художественный образ героя, идею, определить сверхзадачу, выучить текст. Также важно проанализировать поступки и поведение действующих лиц, их взаимоотношения. Сначала мы проводим репетиции малыми группами и отдельных сцен и только потом приступаем к репетиции массовых сцен.
Одновременно ведется работа над музыкальным оформлением спектакля: поиск шумов, фоновой музыки, работа с песенным репертуаром, над вокальными партиями, сочинение песен-переделок. Также на этом этапе продолжается работа над дикцией, выразительностью речи и поведением на сцене, умениями слушать партнера, импровизировать, взаимодействовать с партнерами по сцене.
В это же время начинает работать костюмерная: разрабатываются костюмы, дети рисуют эскизы, подбирают или делают сами необходимый реквизит, элементы костюма (шляпа волшебницы, веера придворных дам, метла для Бабы-яги…).
Дети-художники рисуют афиши и объявления, на компьютере изготавливается макет программки.
Генеральная репетиция со всеми готовыми элементами оформления является важной частью основного этапа, происходит выбор ответственных за смену декораций и реквизит.
И вот наконец премьера – показ спектакля зрителю. Затем и повторные показы спектакля в других зданиях школы, детских садах. Обязательная запись видео спектакля и фото.
Театр – уникальная развивающая среда для младшего школьника. Занятия в театральной студии способствуют формированию личности ребенка, дети знакомятся с множеством литературных произведений, при заучивании текста они тренируют навыки запоминания и концентрации внимания. Кроме того, ребята развивают мелкую моторику рук и пальцев посредством использования техник «Расскажи стихи руками», «Пальчиковый театр», «Теневой театр». Еще одним полезным эффектом участия в театральной деятельности являются развитие речи, двигательной активности, снятие внутренних зажимов и комплексов. Мы также заметили, что дети становятся терпимее друг к другу, они учатся согласовывать свои действия с партнерами и приходить на помощь друзьям.
За четыре года наш театр-класс поставил несколько спектаклей:
– «Спектакль-калейдоскоп» из маленьких сценок-диалогов;
– «Груффало» (по Джулии Дональдсон);
– «Расти – это трудно!» (по произведениям Агнии Барто);
– «Сказка про умные пирожки и ученые башмаки»;
– «В поисках Деда Мороза» (новогодний спектакль);
– осетинская сказка «Что дороже?» (проект «Спектакль для мамы»);
– «В стране невыученных уроков» (по произведению Лии Гераскиной);
– «Волшебный сон» (Рождественская сказка);
– «Волк и семеро козлят на новый лад» (мюзикл).
За время участия в театральной деятельности ребята прочтут еще много сказок, поставят спектакли, и каждый сможет сыграть свою главную роль. Ведь школьный театр – это учеба и игра. А детям, занимающимся в театральной студии, никогда не бывает скучно!
Все ли они в будущем станут актерами? Конечно, нет. Пригодится ли им в жизни актерский опыт? Безусловно, да!
Татьяна ШЛЯХОВА, Анна ГЕНИНА, учителя начальных классов школы №1532
Комментарии