search
main
0

Штучные люди. Виртуальный «круглый стол»

Давно позади знаменитая октябрьская коллегия по проблемам развития системы дополнительного образования детей. А мы с заместителем начальника отдела развития дополнительного образования и воспитания Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Минобрнауки Валентиной Березиной снова в диалоге.

Группы для девочек

Оговоренный получасовой, он, как всегда, незаметно растекается во времени и… в пространстве: меняется «жанр», присоединяя все новых виртуальных собеседников-оппонентов. Впрочем, вполне реальных авторитетных и именитых участников коллегии, последних думских, министерских, региональных встреч и совещаний по этому непростому вопросу. Итак, аргументы и факты.

– Валентина Александровна, с чем, по вашему мнению, связано нынешнее повышенное, прямо-таки взрывное внимание к системе дополнительного образования детей?

– Министр образования и науки Андрей Фурсенко не раз высказывал мысль о том, что сегодняшнее базовое образование не в состоянии дать ученикам все необходимое, чтобы обеспечить их успешность во взрослой жизни. Ведь на выходе им предстоит быстро адаптироваться к условиям развивающейся рыночной экономики. Одна из последних коллегий была посвящена приоритетным направлениям развития системы общего образования РФ на перспективу. И что мне понравилось: речь шла о широкомасштабном расширении «сети» дополнительного образования детей, реализации его и в стенах школы с 1-го по 12-й класс. Ведь сегодня только около 40% школьников занимаются в учреждениях дополнительного образования. Между тем, по статистике, каждый третий ребенок выбирает ту профессию, ту область знаний, которая ему полюбилась, оказалась близкой, природосообразной. То есть каждый третий и работу найдет по душе, и без куска хлеба не останется. Это же здорово!

Здорово. Но посильна ли задача? Помню, на одной из наших встреч Валентина Александровна говорила о том, что система зиждется на «трех столпах». Первый – педагог, который должен быть профессионалом высочайшего класса. Второй – соответствующая образовательная программа по тому или иному направлению деятельности. И третий – материально-техническая база, необходимая для реализации этой программы. Это, пожалуй, самый больной вопрос.

Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования правительства Москвы:

– У нас дополнительное образование занимается детьми младшего и основного школьного возраста. И не потому, что старшеклассники загружены. Они находят время ходить на дискотеки. Нет в нашей системе дополнительного образования привлекательных для старшеклассников учреждений. Ребята, которые занимаются техническим творчеством, составляют низкий процент в общей системе. Потому что это наиболее затратное направление деятельности.

Исаак КАЛИНА, директор Департамента государственной политики в сфере образования:

– Почему в системе дополнительного образования детей мало старшеклассников? Причина очень простая. Сегодняшний базисный план «приватизировал» фактически все время школьников. 6-7 уроков в день плюс

3-4 часа на подготовку домашних заданий. Времени на дополнительное образование не остается. Хотя надо признаться, что в системе дополнительного образования детей более эффективно решаются те задачи, которые, собственно, и возложены на часы, отведенные в базисном учебном плане на классно-урочные занятия.

По мнению И.Калины, невозможно обойтись без некоторого пересмотра базисного учебного плана, без высвобождения времени для занятий в системе дополнительного образования детей, где в самом деле реализуется возможность выбора, где в самом деле учитывается многообразие видов интеллекта.

Специалисты отмечают, что в последнее время в ряде территорий идет слияние профильных учреждений в комплексные центры. И здесь в свою очередь растет количество объединений, где основу составляют пассивные формы работы (мягкая игрушка, лепка). Занимаются здесь младшие школьники, в основном девочки.

Юрий КОНСТАНТИНОВ, председатель Совета директоров учреждений дополнительного образования детей, директор федерального Центра детско-юношеского туризма и краеведения:

– На наш взгляд, в типовое положение об учреждении дополнительного образования детей надо внести изменения, разводящие функции государственных учреждений как организационно-методических центров, так и муниципальных, основная задача которых – непосредственная работа с детьми. В противном случае из системы «вымывается» срединное звено, и все рассыпается.

Замечу в скобках, что сегодня этот процесс стихийно идет в зависимости от решения самих учреждений дополнительного образования детей и глав администраций субъектов РФ.

Двойные стандарты?

Пока что, как и в былые времена, вся нормативная база дополнительного образования (в первую очередь у финансистов) направлена на один показатель: количество занимающихся в учреждении детей. Но не везде.

Владимир БАУЭР, член рабочей группы Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту, заслуженный работник физической культуры РФ:

– В деятельности спортивных школ установка на «достижение» главенствует над индивидуальным развитием спортсменов, в результате очевиден неявный отсев менее талантливых учащихся. Прослеживается заинтересованность тренера – работать в спорте высших достижений, где уровень оплаты труда в 14, а с учетом надбавок в 68 раз больше, чем в массовом спорте. Проблема в том, что в системе оплаты труда не предусмотрено то, что получилось: минуя начальный этап, идет форсированная подготовка профессионалов. Требуется срочное изменение оплаты труда, особенно оплаты тренеров, работающих на начальном этапе.

Та же ситуация в детских школах искусств.

Ирина БАГАЕВА, специалист отдела образования Федерального агентства по культуре и кинематографии:

– В детских школах искусств на начальном этапе преподаватели работают на шесть часов больше, чем преподаватели в старших классах. Это мы считаем совершенно несправедливым. Кроме того, когда заходит речь о пенсионных льготах для наших педагогов, получаем ответы из Министерства труда о том, что преподаватели школ искусств своим трудом «не наносят ущерба здоровью, потому что они не выполняют государственные стандарты в отличие от учителей общеобразовательных школ».

Сергей АПАТЕНКО, директор Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей:

– Минобрнауки осуществляет государственную политику и координацию на межведомственном уровне в области развития дополнительного образования детей. Ее реализация зависит от успешного и эффективного взаимодействия Федеральных агентств по образованию, культуре и кинематографии, физической культуре, спорту и туризму. Наша задача – объединить усилия на межведомственном уровне в интересах детей.

…И первый «столп»

Кадры решают все. Пожалуй, эта бессмертная мысль на 100% относится к системе дополнительного образования детей. Тут каждый педагог, сосредоточенный на индивидуальных интересах воспитанников, – в буквальном смысле штучный товар.

Ангелина ЗОЛОТАРЕВА, кандидат пед. наук, зав. кафедрой управления школой ЯГПУ

им. К.Д.Ушинского:

– Он должен быть не только педагогом, но и специалистом в своем направлении деятельности. Подготовить такого специалиста в рамках одного педагогического вуза трудно. Но и штамповать их тоже не имеет смысла, они могут быть не востребованы в большом количестве. Традиционная схема подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей не подходит. Проблема в отсутствии государственных требований к специалистам дополнительной квалификации «педагог дополнительного образования», которые пока не дают возможности получать эту специальность в вузах. Мы в Ярославской области, например, идем по пути планомерного введения специализации или спецкурсов.

Исаак КАЛИНА:

– Тезис, что все работающие в системе дополнительного образования детей должны иметь педагогическое образование, мне кажется опасным. Мы потеряем практический интеллект, который сегодня привносится в систему дополнительного образования детей людьми, не имеющими педагогического образования. И это одно из самых важных, что есть в системе дополнительного образования детей, это то единственное, что осталось, кроме уличных компаний, где осуществляется разновозрастное общение детей.

Закон есть закон

Маргарите Мироедовой, директору Дома детского творчества имени В.Дубинина г. Новосибирска, в 2004 году Путин вручил правительственную награду. В беседе с президентом Мироедова попросила вернуться к рассмотрению законопроекта «О дополнительном образовании» или внести соответствующие изменения в Закон РФ «Об образовании» в части дополнительного образования детей. «На наш взгляд, – сказала она, – в непростой социально- экономической обстановке в стране дополнительное образование детей должно иметь государственные гарантии».

Виктор ШУДЕГОВ, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии:

– С тех пор как законопроект был отклонен президентом, не принято никаких мер для того, чтобы ввести льготы для работников системы дополнительного образования детей, как для обычных педагогов. Мы должны тщательно обсудить все проблемы и перспективы развития системы дополнительного образования детей, и комитет готов поддержать эту работу.

Николай БУЛАЕВ, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке:

– Как мне представляется, речь пойдет о достаточно серьезном блоке поправок в Закон «Об образовании», и это правильно. Рабочая группа комитета приступила к работе, и мы рассматриваем предложения с мест. Практики лучше знают, что нужно осуществлять в этой сфере, а что недопустимо. Была обозначена проблема несовершенства или неточного понимания налоговыми службами, налоговым законодательством специфики деятельности учреждений дополнительного образования детей. Мы готовы поработать над поправками в налоговом законодательстве…

* * *

Итак, сделаем вывод. Вопросов в развитии системы дополнительного образования детей с учетом введения новых законодательных актов стало еще больше. И это нормально, так как жизнь не стоит на месте.

Главное, есть заинтересованность и убежденность как руководителей, так и практиков, а тем более детей и их родителей в том, что дополнительное образование детей архизначимо и нуждается в государственной поддержке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте