search
main
0

Штучное дело Плюсы и минусы архитектурного образования

Штучное дело

Плюсы и минусы архитектурного образования

Архитектуру называли “музыкой в камне”. Пожалуй, это определение применимо к более ранним эпохам, современные градостроительные формы в основном незатейливы и отражают мышление человека на нынешнем витке цивилизации: прагматизм, экономичность, стандарт.

Как сейчас обстоит дело с подготовкой специалистов в области архитектурного образования? Ситуацию анализирует Александр СТЕПАНОВ, президент Ассоциации архитектурных школ СНГ.

Цифры

В Советском Союзе были 52 архитектурные школы (это вузы или специализированные отделения, готовящие архитекторов). После распада Союза в 1991 году в России их осталось 24. С тех пор количество российских архитектурных школ выросло до 42. Казалось бы, система архитектурного образования в стране на подъеме. Но вот парадокс: специалистов сейчас выпускается в 2 раза меньше, чем 8 лет назад. За внешними признаками роста, процветания образовательной структуры скрываются серьезные проблемы.

Последствия реформ

Чем было вызвано увеличение количества архитектурных школ в постсоветское время? Страна оказалась разорванной на отдельные, все более обособляемые регионы; экономические связи, которые позволяли раньше взаимовыгодно сотрудничать, прервались. Готовить собственных специалистов оказалось дешевле, чем посылать молодых людей на учебу куда-то в Центр. Вот и пытаются местные власти создавать у себя некие паллиативы архитектурных школ, не имеющие ни соответствующей базы, ни достойных научно-педагогических кадров. Выбор на местах такой: или слабо подготовленный архитектор, но все же помогающий хоть как-то решать проблемы благоустройства города, или вообще никого.

Для того чтобы появился творческий вуз с полноценной, отработанной системой обучения, мало года или даже 10 лет. Они создаются десятилетиями. Во всем мире архитектурные школы существуют чаще всего как факультеты при крупных университетах и имеют сравнительно небольшой состав учащихся – максимум 600-700 человек. Ведь подготовка архитектора, как и любого творческого работника, – дело штучное, его не поставишь на поток. Индивидуальную работу мастера с учеником здесь нельзя заменить чтением лекций или самообразованием.

Как же обстоят дела с педагогическими кадрами в этой области? Большинство научных работников (докторов наук), от которых зависит обстановка в архитектурном образовании, сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, за Уралом же их меньше, чем пальцев на руках. В совете по защите диссертации должно быть не менее 3 докторов наук, и получается, что создать такой совет где-нибудь в Сибири почти невозможно. А следовательно, невозможно подготовить аспиранта, кандидата наук, то есть соответствующие педагогические кадры. Поехать с целью защиты диссертации, допустим, в Москву – дорого. Получивший такую возможность назад, скорее всего, не вернется.

Но и в самой системе образования скрыты подводные камни. Еще со времен Петра I у нас была принята прусская система обучения. Применительно к высшему образованию это означает, что оно как бы одноразовое: человек поступает и, окончив, сразу становится инженером, специалистом. С недавних пор в России была введена саксонская, многоуровневая, система: проучившийся 4 года становился бакалавром, а еще 2-3 года – магистром. Повсеместно система эта не прижилась, и тогда было разумно предложено, что каждая образовательная структура вправе выбирать себе любую форму обучения – или одноразовую, или ступенчатую. Или смешанную, как в МАрхИ, где студентам разрешен переход из одной системы в другую.

Там, где нас пока нет

Московский архитектурный институт, которому в прошлом году исполнилось 250 лет, входит в число 40 лучших архитектурных школ мира. Специалисты, покидающие его стены, отличаются высоким профессионализмом, и проблема невостребованности перед ними не стоит.

Поступить сюда прямо из школы, без специальной подготовки, невозможно. Сначала нужно одолеть 1-2-летние подготовительные курсы, обучение на которых проходит параллельно с 9-11-ми классами средней школы. С прошлого года на курсы принимаются все желающие, а не только москвичи.

Кроме курсов, преподаватели МАрхИ ведут предметы искусства в нескольких базовых школах. Постепенно к 9-му классу выявляются те, кто по окончании школы хотел бы заняться архитектурой.

Примерно со второго курса начинаются практические работы, и студенты архитектурного подрабатывают в своей сфере. Так они постепенно ищут будущее место работы. В столице с этим проблем нет. В Москве 4 института системы ГлавАПУ, заказчиком которых является правительство города, и много частных преуспевающих мастерских. Так что большинство выпускников остаются в профессии, даже если какая-то их часть уходит в театральные художники или дизайнеры. Ведь по сути это смежные специальности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте