В федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (далее – Стандарт), введенном в действие 2 июля 2012 года, в разделе «Портрет выпускника школы» поставлена задача формирования ряда личностных характеристик выпускника, среди которых следует выделить такую личностную характеристику, как «мотивированный на творчество и инновационную деятельность» (курсив мой. – А.Б.). И далее, в разделе II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» предусмотрено обязательное выполнение всеми старшеклассниками в течение одного или двух лет индивидуального проекта. «Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: …способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности». «Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
Как видно, Стандартом в качестве обязательных для учителей всех учебных предметов поставлены цели формирования у обучающихся мотивированности на инновационную деятельность и способности к инновационной деятельности. Достижение этих образовательных целей обязательно, равно как и выполнение каждым школьником индивидуального проекта.Логично предположить, и это подтверждено нашими научными исследованиями, что этих целей проще достигнуть при выполнении обучающимися инновационного проекта. Поэтому мы рекомендуем всем учителям в первую очередь освоить методику организации учебной деятельности школьников по выполнению индивидуальных инновационных проектов.Отметим, что инновационный проект отличается от всех других видов проектов своей коммерческой направленностью. Проектируется объект, характеризующийся как товарная продукция, имеющая цену на рынке товаров и услуг. Опосредствованно обучающиеся знакомятся с процессом коммерциализации знаний, что в новых социально-экономических условиях, возникших в нашей стране, становится чрезвычайно актуальной задачей.Стандартом в качестве основополагающего отмечено такое личностное качество, как «владение основами научных методов познания окружающего мира». Нашими исследованиями установлено, что инновационная деятельность основана на научном методе познания. Поэтому учащиеся, овладевающие инновационной деятельностью, помимо прочего осваивают научный метод познания.Введению в ФГОС среднего (полного) общего образования инновационного содержания предшествовала значительная исследовательская, просветительская и разъяснительная деятельность. Возникали острые дискуссии вплоть до обвинений автора в «предпринимаемых попытках протащить в общеобразовательную школу инноватику». Но здравый смысл и объективная необходимость модернизации общего среднего образования восторжествовали.Из этого следует, что все учителя общеобразовательных школ в полном соответствии со Стандартом в обязательном порядке должны обеспечить участие всех школьников в инновационной деятельности с получением четко заданных Стандартом личностных и предметных результатов.Возникает проблема готовности учителей к этому виду педагогической деятельности. Руководители региональных управлений образования, желающие повысить профессиональное мастерство педагогов, могут обратиться по электронному адресу planabv@yandex.ru для получения рекомендаций.От редакцииНедавно вышла в свет книга автора «Инновационный проект в общеобразовательной школе» – методическое пособие для учителя. В книге с позиции системно-деятельностного подхода раскрыты методы мотивирования обучающихся общеобразовательных школ на современную инновационную деятельность посредством выполнения инновационных проектов в качестве обязательного задания в содержании обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, раскрыты основные положения теории инноватики. Учителям всех учебных предметов в старшей школе полезно ознакомиться, в частности, с разделами книги «Развивающее содержание инновационной деятельности» и «Воспитательные функции инновационной деятельности». Особый интерес для учителей технологии может представлять раздел «Инновационная деятельность в технологическом образовании».Анатолий БЫЧКОВ, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования
Комментарии