Сейчас время парадоксов. Дети из бедных семей уже не мечтают о вузе и в лучшем случае рассчитывают на колледж, но с вожделенным дипломом в большинстве оказываются безработными. Место учебы теперь выбирают поближе к дому и потому еще чаще прежнего разочаровываются в случайной профессии.
Преподаватели теряют ориентиры: зачем они учат, как общаться с “платными” студентами с их новым рыночным менталитетом, как выживать…
Ответить на эти вопросы преподаватели и студенты пятнадцати техникумов и колледжей Кубани попытались с помощью масштабного социологического исследования.
Первый штрих к портрету педагогов – их возраст. По статистике восемь процентов оказались младше тридцати и столько же старше шестидесяти лет, треть – сорока-пятидесятилетних и поровну тех, кто немного старше или младше их.
Как оценивают они прошедшие в последнее пятилетие изменения?
Большинство считают, что материально-техническая база в их учебном заведении стала лучше, а абитуриенты теперь приходят более подготовленными. Студенты стали больше стремиться к культурному и духовному росту, да и отношения с ними стали лучше. Прежним остался разве что психологический климат в самом педколлективе.
И хотя только десять процентов говорят, что все меняется к худшему, полного благополучия не сулит и мнение большинства. Просто шок первых лет перестройки, похоже, пошел на убыль, и теперь все активно ищут и находят способы решения проблем.
На один из главных вопросов “Что мешает развитию учебного заведения?” в основном отвечают: “Внешние обстоятельства” – общий экономический кризис в стране – 92 процента, отсутствие четких представлений о путях реформ – 19. И совсем немногие, причем в основном самые молодые, видят препятствия внутри коллектива: в стиле руководства, в разных ценностных ориентирах и консерватизме коллег.
– В целом всюду хороший психологический климат и нет конфликтов, – делает вывод руководитель исследования доктор социологических наук профессор Кубанского аграрного госуниверситета Айтеч Хагуров. – Но есть и некоторая инертность преподавателей, считающих, что у них все хорошо и ничего менять не надо.
Какую же основную роль выполняют сегодня колледжи? Две трети уверенно называют подготовку хороших специалистов. Только в Туапсинском и Ейском колледжах считают, что теперь они прежде всего стали промежуточным звеном между школой и вузом.
Победа идеи “связующего звена” теперь подкрепляется распространенной теорией непрерывного образования. Но, может быть, педагоги несколько преувеличивают реальную ситуацию? В действительности сейчас в Краснодарском крае только 20 процентов выпускников продолжают обучение в вузе. Всем остальным предстоит сразу вступить во взрослую жизнь. И намного важнее для них окажется, каким социальным, культурным ценностям они успели научиться. Об этом их педагоги, похоже, начали забывать.
Кстати, один процент из них предложил собственную версию нынешнего смысла существования техникума: освобождает от армии и готовит будущих безработных.
80 процентов сотрудников знают о существовании программы развития своего учебного заведения, а больше половины даже участвовали в ее разработке. Среди остальных наиболее равнодушными к этому вопросу оказались самые молодые. Меньше других они хотели бы заняться этой темой и в основном не знают, что тут можно сказать. Чувствуют неопытность или еще не относятся к техникуму как к “своему”?
И все-таки большинство оценивают программы развития ссузов как реальный план выхода из кризиса, и лишь 4 процента называют их формальными.
84 процента руководителей, на 10 процентов меньше преподавателей гуманитарных дисциплин и на столько же меньше – естественно-научных, думают, что в принятом документе есть инновационные идеи. Но только половина из них смогла изложить их суть, чаще всего называя введение новых специальностей, программу непрерывного образования, использование новых обучающих технологий.
Может, они не очень-то знакомы с программой развития своего ссуза или она действительно формальна?
Так, в Армавирском медицинском училище и Краснодарском музыкально-педагогическом колледже соответственно 70 и 92 процента объяснили конкретные пункты, а в Ейском колледже их знали только 8 процентов.
Неинформированность часто подводит. Вот организован на Кубани ежегодный конкурс на лучший инновационный проект, но всем известно о нем лишь в Краснодаре. На периферии треть педагогов об этом даже не слышали.
А сведущие люди самыми перспективными направлениями конкурса называют разработку учебно-методических пособий и новые формы образования.
Какая интеграция развита сегодня между учебными заведениями? Оказалось, все техникумы и колледжи Кубани уже скоординировали свои учебные планы с каким-нибудь вузом. В Краснодаре все занимаются и обменом студентов. Здесь и в Туапсе научились взаимодействию со школами. А вот интеграции внутри системы в крае практически нет. Только медучилища участвуют в совместных научно-практических конференциях и конкурсах.
По общему признанию, учебные заведения не нарушают принятых договоров. Но что реально скрывается за ними? На этот контрольный вопрос социологов смогли точно ответить далеко не везде – только в трети колледжей.
Какие связи самые перспективные? Прежде всего с вузами, и особенно Кубанским госуниверситетом, отвечают чаще всего. И объясняют: это сулит обмен опытом, повышение квалификации, компьютерную интеграцию, открытие новых отделений. А вот о школах и техникумах вспоминают только два процента. Может, потому, что убеждены: их коллеги пока и сами не выбрались из кризиса. На вопрос, знают ли они об учебных заведениях, которым удалось справиться с большинством проблем, только 6 процентов смогли назвать адреса благополучия.
Так как же выживают сегодня техникумы и колледжи? Практически во всех, кроме коммерческого колледжа экономики и предпринимательства в Новороссийске, есть дополнительные источники финансирования. В большинстве – коммерческие отделения, без которых еще обходятся лишь в Армавирском юридическом техникуме и четырех педагогических колледжах Кубани.
Но почти нигде нет развитой сети дополнительных услуг населению. Только в Туапсинском и Ейском педагогических проводятся семинары и консультации для организаций города, а в Новороссийском техникуме градостроительства и экономики – курсы подготовки операторов ЭВМ.
И лишь 19 процентов сотрудников понимают, что есть еще нереализованные источники финансирования. Особенно активно предлагают разные варианты преподаватели медицинских училищ: постдипломную подготовку и издательскую деятельность, курсы повышения квалификации и уход за домашними больными.
И все-таки почти везде сейчас находят способы материальной поддержки преподавателей. Премиальная система действует в Армавире и Туапсе, санаторные путевки можно получить в Туапсе и Новороссийске, доплату за качество знаний студентов – в Туапсинском и Краснодарском педколледжах. А в ответах анкет очень много предложений доплачивать за создание учебно-методической литературы. Например, засчитывать потраченное на эту работу время в учебную нагрузку.
Любовь Суслова
Краснодарский край
Комментарии