search
main
0

«Штрафбат» Николая Досталя

Телесериал «Штрафбат» занял первое место в рейтинге художественных телефильмов, демонстрировавшихся на наших экранах за последнее время. У него есть высокие шансы получить одну из самых престижных премий «Тэфи» Академии российского телевидения. О съемках фильма нашему постоянному автору рассказал один из его создателей – режиссер Николай ДОСТАЛЬ.

– Николай Николаевич, как родилась идея снять фильм о штрафных батальонах в годы Великой Отечественной войны? С чего все началось?

– С того, что ко мне обратился Эдуард Володарский и предложил познакомиться со своим сценарием. Тема войны ему близка. Если вы помните, по его сценарию был снят, на мой взгляд, один из лучших фильмов о войне «Проверки на дорогах».

Володарский встречался с теми, кто воевал в штрафных батальонах, изучал архивные документы. И когда мы приступали к съемкам «Штрафбата» главной нашей целью было – правдиво, искренне, не наиграно показать героизм солдат и офицеров, сражавшихся на самых передовых позициях фронта. Я очень надеюсь, что нам это удалось. И те многочисленные отклики, которые приходили и продолжают приходить от зрителей чуть ли не со всего мира подтверждают правильность нашей позиции.

– Где проходили съемки фильма?

– В траншеях, окопах на одном из военных полигонов под Солнечногорском и в населенном пункте Алабино рядом с Кантемировской дивизией. Мы снимали и в Торжке, где сохранились городские виды 40-х годов…

– Как проходил отбор актеров?

– На роли в фильме я отбирал тех, кого знал по совместной работе либо по их ролям в кинофильмах у других режиссеров.

К примеру, на роль Василия Твердохлебова, командира штрафного батальона выбрал Алексея Серебрякова. Я знаю его как хорошего актера, немало сыгравшего в нашем кино. Недавно он, к примеру, прекрасно сыграл в фильме по роману Валентина Пикуля «Баязет». А роль командира одной из рот в «Штрафбате», бывшего вора Антипа Глымова я предложил актеру театра Петра Фоменко Юрию Степанову. В хорошем фильме должны играть хорошие актеры. Таков был главный принцип, по которому я их отбирал.

– Сколько всего человек участвовали в съемках? Были ли среди них военнослужащие?

– В общей сложности было задействовано более сотни человек. В массовке участвовали и около 50 военнослужащих частей, рядом с которыми проходили съемки. Я благодарен каждому из них.

Работать над фильмом, сниматься в нем, было тяжело и физически, и психологически. Актеры снимались без каскадеров. Да и сама по себе тема штрафбата – тяжелая. Это не комедия. Это глубочайшая драма. Во время войны штрафники погибали в первые дни, а то и часы и даже минуты кровопролитнейших боев. И мы старались, чтобы зритель нам поверил, переживал вместе с нами.

– Сколько времени продолжались съемки?

– Более полугода. Завершили работу в мае 2004-го. В итоге получилось одиннадцать серий. Общая продолжительность фильма порядка 9 часов.

– Сейчас модно спрашивать о бюджете…

– Каждая серия в среднем стоила порядка 200 тысяч долларов. Это для кино небольшая сумма.

– До «Штрафбата» вы не снимали фильмы о войне?

– Это мой первый такой фильм. Хотя в кинематографе я давно. Мой дебют в качестве режиссера состоялся в фильме «Человек с аккордеоном». В нем снимались Валерий Золотухин, Ирина Алферова. Среди моих фильмов, о которых наверняка помнят многие читатели, – «Дело пестрых», «Маленький гигант большого секса» с Геннадием Хазановым, «Шура Просвирняк», «Облако рай». Кстати, думаю, что следующим моим фильмом будет продолжение «Облака».

– Поднималась ли тема штрафбатов на нашем экране раньше?

– Лет 10 назад на Одесской киностудии был снят художественный фильм «Гуга», в котором эта тема была затронута. Но та картина не оставила, как мне кажется, даже и следа в душе тех, кому ее довелось смотреть. Сейчас о ней вряд ли кто вспомнит. Еще два года назад творческим объединением «Забытый полк» Евгением Кириченко был снят фильм «Штрафные души»…

– Собираетесь ли вы снимать продолжение «Штрафбата»?

– Работа над фильмом – сродни труду писателя, художника. Тем более если это фильм о трагических буднях войны. Чтобы получилась хорошая картина режиссеру надо ее выстрадать, пропустить через свое сердце, душу.

После завершения съемок лично я почувствовал необходимость морально отдохнуть. Надо, скажем так, восстановить свои творческие силы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте