Состоялось очередное заседание рабочей группы оргкомитета «Победа», на котором рассматривались вопросы отражения событий Великой Отечественной войны в кино- и телефильмах и необходимые меры по улучшению положения дел в этой области.
Напомним, 10 марта 2006 года в рамках Российского организационного комитета «Победа» была создана рабочая группа по координации работы с государственными органами, общественными объединениями и творческими союзами по объективному, научно обоснованному освещению военной истории Отечества и предотвращению фактов ее искажения. Возглавил группу президент Академии военных наук Российской Федерации генерал армии Махмут Гареев. В состав рабочей группы вошли представители институтов российской истории и всеобщей истории РАН, Академии военных наук Института военной истории Министерства обороны РФ, известные военачальники и ученые.
Во вступительном слове руководитель группы генерал Гареев выразил обеспокоенность по поводу высказываний некоторых деятелей киноиндустрии в том, что литература и искусство должны быть средством самовыражения автора, а не средством воспитания. Махмут Ахметович поделился с участниками заседания своими воспоминаниями о далеком 1941-м, когда в Москве перед отправкой на фронт бойцам давали билеты в Художественный театр, чтобы поднять боевой дух.
Первый заместитель генерального директора Госфильмофонда России Владимир Дмитриев предложил воспользоваться возможностями коллекции крупнейшего киноархива России. На полках Госфильмофонда хранится более 700 картин о войне, не считая военной кинохроники, снятой не только советскими операторами, но и союзниками и даже немцами.
– Старые советские военные фильмы востребованы и сейчас, – рассказал Владимир Юрьевич. – Госфильмофонд провел показ десятка таких картин в разных регионах нашей страны. Эти встречи со зрителями, куда мы приглашали и снимавшихся в фильмах актеров, имели большой успех. Сегодня общество ностальгирует по старым фильмам.
Владимир Дмитриев предложил показать все имеющиеся в Госфильмофонде России фильмы о Великой Отечественной войне по телеканалу «Звезда».
Участники заседания отметили, что объективное, научно обоснованное освещение военной истории Отечества и прежде всего Великой Отечественной войны во многом зависит от возможности и желания пользоваться архивными документами. Большим подспорьем в развенчании идеологических мифов, а порой и прямых фальсификаций стали рассекреченные архивные документы 40-х годов XX века.
Заместитель начальника управления Федерального архивного агентства Татьяна Занина рассказала, что на сайте «Архивы России» открыт и регулярно пополняется тематический раздел «Победа», содержащий около 1500 фотодокументов Великой Отечественной войны из 47 государственных архивов Российской Федерации. Кроме того, готовится к открытию форум, на котором будут обсуждаться различные темы, в том числе о мифах и искажении истории.
Татьяна Геннадьевна рассказала участникам заседания и о сотрудничестве с кинематографистами. Она отметила, что наиболее активно используются документы Российского государственного архива кинофотодокументов. Вместе с тем она подчеркнула, что архивные учреждения предоставляют ретроспективную информацию, не комментируя и не интерпретируя ее. А ответственность за использование полученной в архивах информации несет пользователь. Поэтому Татьяна Занина считает, что для объективного и взвешенного показа исторического процесса в кино- и телефильмах необходимо осуществление государственного заказа на создание фильмов с полным финансированием данных проектов за счет бюджетных средств.
По мнению участников заседания, некоторые создатели фильмов просто не имеют желания опираться на историческую правду. Например, они пользуются архивными документами, фотографиями, но применяют и интерпретируют их по-своему.
– Когда говоришь режиссерам о недостатках в фильмах, они соглашаются, что показали неправду, – возмущенно заявил начальник отдела Центра общественных связей Управления программ содействия ФСБ России Олег Матвеев. – Однако, по их мнению, такие придуманные истории могли иметь место. К примеру, один модный на сегодняшний день режиссер вынашивает планы по созданию фильма под названием «Дом» на основе сценария Александра Рогожкина. По сюжету фильма в годы войны в Архангельске открыли публичный дом, в котором советские женщины обслуживали американских и английских военных. Английские ветераны, когда узнали о подготовке такой картины, были просто в шоке. А в нашем государстве нет никаких рычагов воздействия на создателей подобных фильмов. Более того, на производство скандального фильма «Сволочи» было выделено 30 миллионов бюджетных рублей.
– В процессе производства фильма «Сволочи» в адрес генерального директора киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова поступали обращения из компетентных госструктур с опасениями относительно искажения в картине исторических фактов, – включился в разговор заместитель начальника отдела производства национальных фильмов Управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК) Андрей Самсонов. – Однако Гильдия продюсеров России посчитала некорректным вмешательство уважаемого ведомства в тематические и творческие планы как отдельно взятых киностудий, так и ФАКК в целом. Генеральный директор продюсерской компании «Ритм» Юрий Кушнерев в письме руководителю ФАКК Михаилу Швыдкому, в частности, написал следующее: «…Необходимо понимать, что мы снимаем не документальный фильм, а художественное произведение, в котором значительная доля авторского вымысла, на наш взгляд, вполне допустима и, более того, диктуется законами жанра».
– Я считаю, что все останется на своих местах, пока мы не начнем с главного вопроса: к
то дает деньги на такие фильмы?, – выступил заместитель руководителя рабочей группы, начальник Института военной истории Министерства обороны РФ Александр Кольтюков. – Почему создатели фильмов, с одной стороны, пользуются бюджетными средствами, а с другой – не позволяют государству вмешиваться в творческий процесс? Согласен, эти люди хорошо знают, как производить фильмы. Но разве среди них есть специалисты по Великой Отечественной войне или военной истории? Мне понравилось предложение Владимира Юрьевича Дмитриева показывать наряду с новыми фильмами советские военные картины. А вот при показе, к примеру, таких недостоверных фильмов, как «Штрафбат», необходимо по другому каналу демонстрировать документальный фильм о штрафбате с приведением архивных документов. Вот тогда и посмотрим, какой будет у фильма рейтинг.
Александр Аркадьевич также предложил обратиться к руководству политических партий с просьбой обсудить в Госдуме, Совете Федерации вопросы юридической ответственности за фальсификацию исторических и военных фактов в кинематографе.
Первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Виктор Бусловский в своем выступлении отметил, что в последнее время появилось большое количество фильмов на военную тематику. Он рассказал участникам заседания о работе созданного Министерством обороны России военно-патриотического телеканала «Звезда». В сетке телевещания большое место занимают фильмы о войне. Создан фильм о воинах-контрактниках «Второе дыхание», премьера которого состоится в марте следующего года.
Генерал Бусловский высказал несколько предложений по предотвращению фактов искажения событий Великой Отечественной войны в кино- и телефильмах. По его мнению, возникла необходимость создания межведомственного координационного совета для оказания консультативной помощи, а также введения в состав экспертного совета Роскультуры по оценке сценарных заявок на производство фильмов, которые идут при господдержке, представителей Министерства обороны. Кроме того, предложено обязать создателей фильмов указывать в титрах, что события вымышленные, если они не соответствуют действительности.
Начальник Службы документальных фильмов телеканала «Россия» Сергей Алексеев рассказал, что за 2006-2007 годы были созданы и вышли в эфир несколько десятков фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. Уже сейчас планируются фильмы к 65-й годовщине Великой Победы.
По итогам заседания его участники приняли ряд решений. В частности, они были единодушны в том, что необходимо выстраивать правильную контрпропаганду разного рода фальсификациям, подвести под законодательную базу ответственность кинематографистов за порочащие военную историю факты и провести ретроспективу военных фильмов на телеканале «Звезда».
Комментарии