search
main
0

«Шпрех» из-под полы

Система образования такая сфера, в которой все основывается на мудрости, нравственности и самоотверженности. Без этих «трех китов» учителю невозможно эффективно заниматься своей деятельностью, на них все держится. А еще в системе образования есть неудержимая смелость, когда речь идет о тех учебниках, учебных пособиях, которые наилучшим образом способствуют успеху ученика в освоении знаний. Тут уж ничто не может остановить учителя, убежденного, что тот или этот учебник необходимо использовать в учебном процессе, ни приказы, ни запреты.

Учителя английского языка стремятся работать по учебникам, изданным или созданным в англоговорящих странах и не входящим в Федеральный перечень учебников, утверждаемый Минобрнауки РФ. Педагогов за это критикуют, преследуют и даже наказывают, но они, если школа не хочет или не может приобрести такие учебники, упорно привлекают в единомышленники родителей и с их помощью обеспечивают своих учеников лучшей учебной литературой. Так же поступают учителя французского и немецкого языков.

Лично я учила в школе немецкий язык. Сегодня более распространен английский, а я все болею за немецкий, и мне не все равно, как учат этот язык в немногочисленных школах, отдающих предпочтение ему, по каким учебникам, по каким методикам и технологиям. В последнее время я сталкиваюсь с довольно странной ситуацией: лучшие учителя немецкого языка работают и предлагают своим ученикам учебники Ольги Зверловой, причем не всегда входящие в нынешний федеральный список рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ. Конечно, с точки зрения управленцев, это нарушение, а вот с точки зрения педагогов – вынужденная мера, так как с помощью этих учебников им удается более эффективно обучать своих учеников немецкому языку. Дети быстрее начинают говорить, бойче читать, легче осваивать грамматику. Значит, эти учебники школе нужны! Почему же тогда их пытаются оставить за порогом школы?

Что привлекает педагогов и их питомцев в учебниках Зверловой? Прежде всего необычная форма изложения материала (вместе с пятеркой героев ученики путешествуют и постигают немецкий язык), рабочие тетради, аудиозаписи и другие учебные материалы. Конечно, возникает очень много разных вопросов относительно того, почему этот автор таким, а не иным образом выстраивает свою учебную литературу, но ответы на них находятся довольно быстро, когда знакомишься с биографией Ольги Зверловой. После окончания Московского государственного лингвистического университета Ольга Юрьевна сначала несколько лет отработала в одной из московских школ учителем немецкого языка (значит, знает, какие учебники нужны учителю прежде всего), в это время начав успешное сотрудничество с издательством «Просвещение» (еще один плюс – значит знает, как делать хорошие учебники), потом – с Гете-институтом, после чего переехала в Мюнхен и преподает там в Мюнхенском Открытом университете (значит, знает язык очень хорошо, иначе бы не взяли на работу) студентам, для которых немецкий неродной (значит, автор учебников в курсе того, как быстро и эффективно преподавать немецкий язык).

Сегодня Ольга Зверлова довольно известный автор учебников, которые выпускает немецкое издательство «Лангеншайдт». Как издательство «МарТ», а затем и «АСТ-ПРЕСС-Школа», «АСТ-ПРЕСС-МарТ» сумели заполучить такого автора для учебников, издаваемых в России, можно только удивляться. Учителя школы №103 города Уфы – молодые и со стажем – об учебниках немецкого языка для 5-6-х и 8-х классов, созданных Зверловой, говорят в превосходной степени. Правда, наивные педагоги в своих отзывах делают весьма серьезную «политическую» ошибку – откровенно говорят, что учебными комплектами Зверловой заменяют учебники академика Российской академии образования Инессы Львовны Бим. Может быть, это и стало причиной того, что учебники Зверловой вдруг получили весьма низкую оценку экспертов РАО, а посему в списки рекомендованных и допущенных учебников попадать перестали?

Как известно, в последние годы экспертируют школьные учебники ученые РАН и РАО. Они решают судьбу этих изданий. И если ученые РАН охотно поддерживают своим мнением учебники нового вида и типа, то об ученых РАО это можно сказать не всегда. Тут, как кажется, все решают, кроме всего прочего, и некоторые нюансы. Имена экспертов неизвестны широкой публике, отзыв подписывает президент РАО Николай Никандров. Но можно себе представить, что именно Инессу Львовну Бим, автора большинства используемых нынче школьных учебников немецкого языка (единоличных и в соавторстве), РАО считает самым знающим и опытным экспертом, ведь она доктор педагогических наук, профессор, академик и главный научный сотрудник отдела обучения иностранным языкам Института содержания и методов обучения РАО. Злые языки утверждают, что именно Инесса Львовна говорит то последнее слово в экспертной оценке новых учебников немецкого языка. Этих слухов никто не опровергает, что дает почву для различных толкований и рассуждений на тему нравственности и объективности в научной среде. Замечу, что результат экспертизы учебника важен даже не столько для его автора, сколько для издательства, его издающего. Учебная литература нынче дает прибыль, не сравнимую с прибылью от издания литературы художественной. Так что издательствам есть за что биться.

Вообще на поле учебников немецкого языка для школ просматриваются три серьезных автора: профессор Инесса Бим, профессор и проректор Московского городского педагогического университета Олег Радченко (у него, судя по некоторой информации, по совместительству работала или работает Инесса Бим, при этом эксперты РАО к учебникам Радченко относятся благожелательно, впрочем, они и в самом деле хороши) и Ольга Зверлова. Эта троица многое определяет в том, какие учебники используются в школе. Кстати, по иронии судьбы именно Олег Радченко, человек в высшей степени честный, порядочный и профессиональный, в 2002 году возглавлял секцию Федерального экспертного совета, давшую заключение об УМК для 5-го класса Ольги Зверловой «Abenteuer Deutsch», включавшем учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя, книгу для чтения, книгу тестов, аудиокассету. Рецензировали УМК методист В.Лапина, заместитель директора московской школы №1283 по немецкому языку М.Замерченко и директор Московской лингвистической гимназии, заслуженный учитель России А.Бубман. В результате знатоки и практики УМК оценили как новаторский и отнесли к новому поколению учебников, после чего рекомендовали к изданию с грифом «Допущено Минобразования РФ в качестве учебника для 5-го класса общеобразовательных учреждений». В 2005 году будут допущены учебники Зверловой для 6-го и 10-11-х классов, в 2006 году успешно пройдет экспертизу учебник для 7-го класса, будут подготовлены учебники для 8-го и 9-го классов. То есть выстраивалась четкая линия учебников при соблюдении преемственности в преподавании немецкого языка. И все бы так шло и шло, если бы издательство «АСТ-ПРЕСС-Школа» в связи с правилами не направило на экспертизу учебники для 5, 6-го и 8-го классов на предмет соответствия их содержания современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы и определения возможности включения их в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ. В ответ были получены неожиданные и совсем не благожелательные отзывы.

В 2007 году Николай Никандров направляет экспертное заключение РАО на учебник Ольги Зверловой для 5-го класса: содержание учебника не соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, возрастным и психологическим особенностям учащихся. Та же формулировка в заключениях на учебники Зверловой для 6-го и 8-го классов. Те плюсы, что в свое время увидели в учебнике для 5-го класса Радченко, Лапина, Замерченко, Бубман, а также тогдашний первый заместитель министра образования Болотов, руководитель Департамента общего образования МО РФ Баранников, которые видят сегодня учителя немецкого языка, работающего в своих классах с этими учебниками, при теперешней экспертизе в РАО не заметили. На просьбу издательства провести дополнительную экспертизу Николай Никандров ответил довольно резко: «Комиссия относится к мнению привлекаемых экспертов с уважением и доверием, не намерена ставить под сомнение сделанные ими выводы, не считает необходимым проводить повторную экспертизу данных учебников». С тех пор учебников Зверловой в Федеральном перечне рекомендованных (допущенных) учебников, утвержденном приказом министра образования и науки РФ, изданных «АСТ-ПРЕСС-Школа», не прибавилось, а убавилось. Зато там есть целая группа учебников, созданных в соавторстве и лично Инессой Львовной Бим для начальной школы, для 5, 6, 7, 8-го и 9-го классов. А что удивляться, ведь решающее слово в экспертизе говорит РАО, где действительным членом давным-давно избрана Инесса Львовна. (Интересно, а кто делает экспертные заключения на ее учебники?!)

Предвижу, какую отповедь получу в очередной раз от РАО. Но сразу хочу сказать, что не ставлю под сомнение достоинства учебников Бим и ее соавторов, по которым долгие годы учатся и учат в отечественной школе. Я хочу обратить внимание на другое: если учителя делают выбор в пользу других учебников, то кто-то должен обратить на это внимание, проанализировать, почему это происходит, по какой причине, какие достоинства учителя ценят в учебниках Зверловой, почему отдают им предпочтение, что заставляет их рисковать, решаясь на «подпольное» использование ее учебных книг. Ведь чиновника издательство может заинтересовать тем или иным образом, в том числе материальным, в приобретении учебников, а вот учитель всегда исходит из целесообразности и интересов своих учеников. Если он упорно делает выбор в пользу учебников Зверловой, то это повод задуматься над происходящим. И если РАО так уж упорствует и не хочет проводить дополнительную экспертизу, может быть, кто-то из руководителей Министерства образования и науки РФ решится принять решение о проведении такой экспертизы с привлечением независимых экспертов, например, из Московского государственного лингвистического университета или другого лингвистического вуза? Ведь при выборе учебников ничто не требуется так остро, как объективное мнение неангажированных и независимых специалистов, пока еще не пополнивших ряды авторов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте