Впереди у выпускников школ важный экзамен, который даст старт новому этапу их жизни. Грамотная и качественная подготовка – залог успешного результата. Однако даже самый способный ученик не в силах охватить весь пласт знаний исключительно в рамках школьных занятий. Неотъемлемое слагаемое успеха – проработка заданий в свободное от учебы время. В домашних условиях можно сконцентрироваться на своих слабых местах и разработать собственные методы запоминания информации.
Как бы противоречиво это не звучало, но специалисты рекомендуют писать шпаргалки перед экзаменами. По их мнению, это самый эффективный способ освоения учебного материала, так как он сочетает в себе не только зрительное восприятие, но и логическое осмысление, структурирование и механическое запоминание информации. Рукописная фиксация информации задействует особые структуры мозга, отвечающие за нейронные цепи в нашей памяти.
Все задания, которые выпускникам предстоит выполнить на ЕГЭ, представляют особую сложность при подготовке. В числе заданий, которые могут вызвать трудность при выполнении контрольно-измерительных материалов, вопрос №4. В нем участники демонстрируют знания языковых норм, в части, орфоэпии. Сложный раздел, который требует особого подхода, будь то ассоциации, стихи или же шпаргалки.
ФИПИ в помощь учащимся выпустила орфоэпический словник, где указан перечень слов, в которых предстоит расставить ударение, если они встретятся на экзамене. Документ содержит около 200 слов, которые очень сложно запомнить за один раз.
Сетевое издание «Учительская газета» предлагает своим читателям полезные советы, которые станут хорошей шпаргалкой при подготовке к государственным экзаменам.
Куда пропало «И» краткое?
Существительное «мозаика» – удивительное и коварное слово, произношение и написание которого сбивают человека с толку. Ведь на самом деле в нем нет «И» краткого, хотя в речи оно отчетливо слышится. Стоит заметить, что производное от него прилагательное «мозаичный» не менее интересно.
Несмотря на то, что в существительном ударение падает на букву «А», в прилагательном орфоэпическими нормами предусматривается ударение на третий слог – «мозаи́чный». Непривычно, но пора запомнить!
Чтобы было проще справиться с орфоэпической задачей, предлагаем вам незамысловатое стихотворение:
Можно задать вам вопрос неприличный?
Сколько же стоит ваш пол мозаИчный?
На французский манер
Слова, которые мы используем в повседневной речи, нередко имеют иностранное происхождение. Заимствованием из французского языка считаются всем известные жалюзи.
Произношение слова в первую очередь связано с тем, что во французском ударение имеет фиксированное место – последний слог. Даже при переходе в русский язык произношение слова остается неизменным – «жалюзИ».
Простое мнемоническое двустишие станет хорошей подсказкой, если вы все-таки забудете о языковой принадлежности слова:
Как же жарко! Привези
Нам для окон жалюзИ
Аналогичное положение ударного гласного можно наблюдать в еще одном французском слове «диспансЕр». Чтобы не винить себя за ошибку на экзамене, можно запомнить простую фразу:
Посетить извольте, сэр
Туб – и кож-вен-диспансЕр!
Обратимся к математике
Долгие годы в школе мы изучаем математику, но продолжаем ошибаться. Речь не о формулах и расчетах, а о словах. Привычный нам икс, который нередко встречается в уравнениях, при переходе во множественное число может спровоцировать орфоэпическую ошибку.
Единого правила преобразования существительного из единственного числа во множественное нет. В каждом отдельном случае постановка ударения индивидуальна. Ударение в слове «Иксы» является неподвижным и остается на корне.
Орехи, творог и фруктовые миксы
Помогут искать интегралы и Иксы.
В быту слово встречается крайне редко, однако пренебрегать этим знанием не стоит, потому что оно часто встречается в экзаменационных вариантах.
Между детством и юностью
Каждый образованный человек в школе прочитал известную трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Промежуточный, подростковый этап, наступающий в период с 7 до 14 лет, как правило называется «отрочеством».
Чтобы не ударить в грязь лицом при обсуждении знаменитого произведения классика отечественной литературы, разберемся с правильным произношением слова «отрочество». Образовано оно от слова отрок, в котором ударение падает тоже на первый слог. Как и в вышеупомянутом примере, ударение неподвижно – во всех падежах и числах остается на первом слоге.
Наступает, как известно,
Отрочество после детства.
Так нельзя!
Спорные ситуации возникают не только с существительными, но и наречиями. Слово «донельзя» – не такой частый гость в устной речи, чаще всего его можно встретить в книгах. Однако авторы экзаменационных заданий не считают слово вышедшим из речи, поэтому его можно встретить на ЕГЭ.
Чтобы не совершить ошибку, разберемся в общепринятой норме произношения. Оно образовалось от слова «нельзя», однако в процессе словоизменения постановка ударения сместилась. Такое явление имеет место быть в русском языке.
Для упрощения запомним краткий стишок:
Слон донЕльзя удивлен:
Танцевать умеет он
Оптом или в розницу?
В современном русском языке нередко две вариации постановки ударения могут обрести равноправный характер. Так, например, в слове «оптовый», согласно Большому толковому словарю под редакцией Сергея Кузнецова, ударение допускается как на первый, так и на второй слог. Однако лингвисты все же утверждают, что правильным будет вариант «оптОвый».
Отмечается, что вне зависимости от падежа, рода и числа, ударный слог остается неизменным. Запомнить это правило поможет мнемонический способ:
Вот набор столовый
По цене оптОвой
Редкие формы
В современной речи употребление некоторых слов кажется таким очевидным, однако есть и такие, которые редко бывают на слуху, поэтому вызывают сомнения при произношении. Так, например, глагол «закупорить» ставит под вопрос постановку ударения.
Согласно словарям, допустимым считается единственный вариант произношения с ударением на второй слог – «закупорить».
Гном собрал в лесу опилки
И закУпорил в бутылки
Все по правилам
Не все ударения имеют индивидуальный характер, есть и те, которые выстраиваются согласно четким правилам. Запомните: в прилагательных, образованных от двусложных существительных при помощи суффиксов «-ов-» и «-ев-» в большинстве случаев ударение остается на том же слоге.
Это правило касается и слова «слИвовый», которое нередко можно встретить в заданиях ЕГЭ. Здесь все достаточно просто: можно вспомнить, от какого слова оно образовалось. Однако короткая фраза для настроения не повредит:
А у мамы слИвовый
Джемпер с переливами
Есть и свои правила для некоторых глагольных форм. В частности, в глаголах прошедшего времени женского рода ударение обычно ставится на окончание. Так для глагола «добралась» нормативно делать ударение на последний слог:
ДобралАсь лиса до рыбы,
И забыв про старика,
Стала сбрасывать рыбешку,
Обманула рыбака.
Не путать с пломбиром
В слове «пломбировать» с легкостью можно ошибиться при выборе ударного. Дело в созвучности слов «пломба» и «пломбир». В этом вопросе главное понимать производное, тогда и выбор станет для вас очевидным.
Зуб болит? Не горевать!
Пойдем его пломбировАть!
Согласно современным нормам орфоэпии русского языка, в глаголе «пломбировАть» ударение падает на четвертый слог. Все остальные вариации не соответствуют правилам.
С уважением к профессиям
Нас окружает множество специалистов разного профиля, каждый из которых вносит свой вклад в нашу жизнь. Без столяров было бы крайне сложно представить вид современного жилья, поэтому важно внимательно относиться их профессии, в частности, уметь грамотно к ним обращаться.
Происхождение слова «столяр» пришло к нам из польского языка. Однако первоисточником считается немецкий, откуда оно было заимствовано с тем же значением, что и в русском языке.
Окна красит нам маляр,
Шкафчик мастерит столЯр.
Стоит уточнить, что в форме единственного числа ударным считается второй слог, однако в процессе изменения формы в силу вступает иное правило: в косвенных падежах ударение переносится на окончание.
Просторечные ошибки
Иногда неправильная постановка ударения в слове носит акцентологический характер. В таком случае, форма считается не столько ошибочной, сколько просторечной.
Слово «углубить» в числе подобных примеров. В данном случае орфоэпические словари прописывают в качестве нормы ударение на последний слог – «углубИть».
Чтобы легче было жить,
знания нужно углубИть.
***
Корабли не смогут плыть –
Канал здесь нужно углубИть
По аналогии с начальной формой
Многие части речи вызывают сомнение в орфоэпическом плане, глагол в данном случае не является исключением. Некоторые формы могут вызвать вполне естественные вопросы, если не знать вспомогательные правила.
Так, например, для глагола в настоящем времени, 3 лице, единственном числе «щемит» выбор ударного гласного подчиняется простому правилу: по принципу ударного слога в инфинитиве.
Пара «щемИть» и «щемИт» демонстрируют сохранение ударения при словоизменении.
Ожиданий исчерпан лимит,
И так горько, что сердце щемИт!
Аналогично можно проверить ударный гласный в словах «сорИт», «сверлИт», «звонИт». Все они встречаются в экзаменационных заданиях.
Надеемся, что наши советы помогут вам избавиться от зазубривания материала и сделают процесс подготовки к ЕГЭ интереснее и продуктивнее. В рубрике «Грамотей» мы будем и дальше знакомить вас с нормами орфоэпии, «непослушными» слова и методами запоминания. Регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», пишите комментарии, заходите в наши группы в социальных сетях, спрашивайте, предлагайте, общайтесь.
Комментарии