search
main
0

Шпаргалка по Гумилеву

Продолжение. Начало в NN18-19

Но в принятии православия был не только расчет, но и поэзия: очарование греческой литургией и искренностью проповедников, потому что те не подмешивали в церковное служение хитросплетенные политические интриги. Да и принятие христианских норм морали не противоречило понятиям добра и зла бывших язычников-славян. Например, православие не допускало мысли о предопределении судьбы. Ответственность за грехи ложилась на самого грешника. Это было приемлемо и для язычника.

Сыновья Владимира
Накануне своей смерти, в 1025 году, Владимир столкнулся с проблемой управления своих земель. Сажать в города воевод было неразумно: они могли восстать и отойти от Киева вместе с отведенной им землей. Тогда-то и возник обычай разделять землю между родственниками великого князя.
У Владимира было двенадцать сыновей. Любимые от болгарки: будущие святые мученики Борис и маленький Глеб. Ненавистный – старший сын, убийца братьев, Святополк, которого звали сыном двух отцов. Он был рожден плененной гречанкой, бывшей беременной от брата Владимира, Ярополка.
Святополк был первым на Руси “западником”. Духовно окормлял его немецкий епископ. Сам же князь активно налаживал связи с поляками и печенегами.
После Владимира Русь была полна разными политическими толками. Ведь на какой земле князь сидел, такие политические взгляды и исповедовал. А у разных городов и земель Древней Руси были давние исторические связи с самыми разными государствами. Как тут не разгореться междуусобной войне?
Святополк “окаянный” убил ведь не только младших братьев: безоружного Бориса и ребенка Глеба, но и брата своего Святослава Древлянского, рожденного “чехиней” от Владимира. Так куда мог попытаться убежать Святослав, спасаясь от преследователей? Конечно, на родину матери.
Ярослав, в недалеком будущем прозванный Мудрым, сидел в Новгороде, но не доверял новгородцам. В помощь себе позвал наемников-варягов. Но те задирали местных. Так куда мог бежать Ярослав, спасаясь от Святополка? Разумеется, в Швецию. Но… тут его остановили расчетливые новгородцы, решившие забыть старые обиды. Они позвали Ярослава взять Киев, которому ежегодно платили большую дань. Так что все вполне логично в этих междуусобицах, которые в школьные годы казались лично мне совершенно лишенными смысла.
Святополк оказался плохим полководцем. Проиграл Ярославу сражение и бежал… Разумеется, в Польшу, к этому времени сблизившуюся с католическим Западом. Идея славянского единства была уже утрачена. Через пару лет Святополк, который пристально следил из Польши за делами брата в Киеве, решил воспользоваться недоразумениями между язычниками и христианами: Ярослав хотел вернуть язычество. Вот польское войско и двинулось на Киев, якобы желая спасти киевских христиан от язычников.
Ярослав был разбит. Бежал в Новгород. И опять не дали ему отплыть в Швецию, в логовище Перуна, новгородцы. Порубали его ладьи.
Поляки сели в Киеве. Но и простые киевляне не дремали. Как-то ночью они прошлись по домам и вырезали множество поляков, расположившихся на квартирах. Киев решительно высказал свое негативное отношение к западничеству, заключает Гумилев. Потому что Западная Европа воспринималась современниками Ярослава уже как чуждый Древней Руси суперэтнос. Поляки вынуждены были вернуться в Польшу, хотя тогда их язык был еще слишком похож на язык киевлян. Новгородцы во главе с Ярославом вошли в Киев. Святополк бежал на Запад, где и умер якобы от угрызений совести.
Так Ярослав встал во главе Киевской Руси.

Мудрость Ярослава?
Она заключалась и в политическом компромиссе князя. Единство державы и власть великого князя покоились на соглашении, подписанном Новгородской республикой, влиятельной христианской общиной Киева и богатым Черниговом, воинственным своим населением. На время воцарился покой.
Но, к сожалению, всякий компромисс годен только для определенного отрезка времени. Ярослав по-прежнему поддерживал дружбу с варягами. Был готов и на дружбу с Польшей. Зато… не испытывал никакой симпатии к Византии. В 1054 году религиозное противостояние Рима и Константинополя завершилось окончательным расколом христианства на католичество и православие. Папа, опираясь на Германию, Францию, испанские королевства, города-республики Генуи, довольно долго требовал признания себя главой христианского мира. Византия же завоевала Болгарию и опиралась на добровольно присоединившуюся к ней Сербию. К тому же Византию атаковали туркмены-сельджуки, тюркские родственники печенегов, в малоазийских районах и печенеги-мусульмане на Балканском полуострове. А тут еще Ярослав, желая снять с киевской митрополии опеку константинопольского патриарха, предпринял неудачный поход на столицу Византии. Да попробовал “греческого огня”.
К концу жизни Ярослава при его дворе находились три партии: западников, исключительно националистическая, которая считала, что Русь может соперничать с любыми коалициями западных держав, и провизантийская. Эти партии представляли три сына Ярослава. В 1054 году, когда Ярослав умер, к власти в Киеве пришел Изяслав, западник.
И… история повторилась во всех деталях.

Печенеги и половцы
В общем, западник Изяслав, прекрасно зная свою непопулярность в Киеве, старался опереться на Польшу.
Начнем издалека… В этот период на историческую сцену Восточной Европы впервые выходят язычники-половцы, или куманы. К середине одиннадцатого века они захватили почти всю территорию современного Казахстана и дошли до южнорусских степей. Они были светловолосы и голубоглазы. За желтый цвет волос их и прозвали половцами, от слова “полова” – рубленая желтая солома. С печенегами у них была вековая “вендетта”.
Половцы начали донимать набегами Древнюю Русь. В кровавой битве с ними объединившиеся Ярославовичи потерпели поражение. Изяслав бежал домой, в Киев. Но киевляне потребовали от него продолжения схватки. Князь подданным не доверял и в конце концов сбежал в Польшу. Получил поддержку польского короля, вошел в Киев и учинил пытки и надругательства над киевлянами. Два брата Изяслава потребовали, чтобы казни были прекращены (вот вам и междуусобицы!). Изяслав послушался. А от польского войска киевляне избавились старым проверенным способом: перерезали их однажды ночью на их “квартирах”. Поляки ушли. Изяслав продолжал править в Киеве. Но потом все-таки опять сбежал в Польшу.
А что же половцы? Постепенно выяснилось, что они удачливы только в коротких набегах и стычках конных отрядов. Им была не под силу борьба с городами и русской пехотой. Так что в 1068 г. один из трех братьев, Святослав Ярославович, имея всего три тысячи ратников, разбил двенадцатитысячный отряд половцев.
Зато Византия вошла в военный союз с половцами в борьбе против их общего врага – печенегов. К 1091 году с печенегами было покончено. Часть их вошла в войско половцев, а часть ушла. Из печенегов и вышел поныне существующий народ – гагаузы.

Святослав
Он сменил на киевском престоле Изяслава. Человек умный, волевой, прекрасный полководец, был “националистом”. К сожалению, замечает Гумилев, узкие националисты всегда рискуют остаться без поддержки со стороны соседей. Так и Святославу не удалось ни установить настоящего мира с половцами, ни восстановить отношения с Византией.

Олег Святославович
Случайная смерть молодого еще Святослава, которого поддерживал при жизни брат Всеволод, “византиец”, опять нарушила шаткое равновесие в Киевской Руси.
Ярослав Мудрый установил закон, по которому престол великого князя наследовался по его смерти старшим братом, а не сыном. И была на Руси категория людей, “изгнанных из жизни”. Если сын лишался отца до того, как тот стал великим князем, сын этот навеки лишался права владения наследством предков. Страшный закон, который мог служить только разрастанию междуусобных братоубийственных отношений.
Но об этом в следующем номере “До и после уроков”.
Ирина РЕПЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте