Демонстрационный экзамен как форма государственной итоговой аттестации становится сейчас привычным для преподавателей и студентов колледжей. Такая форма оценки сформированных компетенций позволяет понять, насколько выпускник готов к будущей профессиональной деятельности.
Так чем же демонстрационный экзамен отличается от обычного зачета, экзамена или защиты дипломного проекта? Ответ на этот вопрос кроется прежде всего в самой форме проведения этого экзамена. Если привычный экзамен – «это беседа двух умных людей», преподавателя и студента, то демонстрационный экзамен – это «шоу за стеклом», когда выпускник выполняет задания, моделирующие реальную производственную задачу под пристальным взглядом экспертов.
Нельзя сказать, что традиционный экзамен или защита дипломного проекта устарели и мы хотим совсем отказаться от таких форм аттестации, это было бы в корне неправильно. Просто для оценки степени готовности выпускника выполнять ту работу, для которой он готовился 2-3 года, нужна другая форма. И здесь демонстрационный экзамен выигрывает с большим отрывом, поскольку дает возможность показать, чему студент научился, насколько он усвоил теорию, способен ли решать задачи, которые взяты из реальной практики, существующей на потребительском рынке.
Процедура демонстрационного экзамена проста, она регламентирована соответствующими документами, которые доступны всем. Проводится экзамен обычно в 2-3 дня. В первый день все выпускники получают инструктаж по процедуре экзамена, задают вопросы экспертам, которые будут проводить оценку полученных результатов, проверяют готовность своего оборудования и оборудования площадки, на которой проводится экзамен. Этот день очень важен, он позволяет погрузиться в атмосферу экзамена, почувствовать важность результата для будущей профессиональной работы.
В следующие дни участники экзамена выполняют задания в соответствии с полученным вариантом. Вариант состоит из нескольких модулей, в каждом их них несколько отдельных заданий, и на все отводится строго фиксированное время.
Поэтому не надо думать, что демонстрационный экзамен – это что-то абсолютно незнакомое, новое и не изученное. Нужно просто с первых дней обучения по специальности или профессии сразу погружаться в образовательную среду, плотнее осваивать учебный материал, не выпускать из виду ни одного раздела, ни одной темы, рассматриваемой в рамках дисциплины или профессионального модуля. Обязательно выполнять лабораторные и практические работы, понимая, что все это может найти отражение в заданиях демонстрационного экзамена.
И здесь не должно быть никакого особенного стресса. Волнение, да, должно присутствовать, как у артистов перед выходом на сцену. При условии регулярного обучения, постепенного наращивания и оттачивания навыков в профессии, по мере их освоения, устранения ошибок, узнавания тонкостей будущей профессиональной деятельности под руководством знающих преподавателей, отличных специалистов в своем деле, можно не опасаться провалить демонстрационный экзамен. Ведь это твоя будущая работа, что тут можно не знать или не уметь? Если это экзамен, то и соответствующая подготовка предусмотрена.
Таким образом, цель демонстрационного экзамена предельно ясна – объективная экспертная оценка качества подготовки современного выпускника колледжа по конкретной специальности или профессии, его способности выполнять свою работу, с уверенностью занимать свою профессиональную нишу.
За несколько лет (с 2017 года) проведения демонстрационного экзамена по специальности «техника и искусство фотографии» уже можно говорить о какой-то статистике. В целом выпускники сдают экзамен на «хорошо» и «отлично». Но какими бы прекрасными ни были результаты, каждый год мы начинаем с нуля: приходят новые студенты на первый курс, и не все из них понимают, зачем и что их ждет в конце обучения. Тут важно объяснить главное – какими специалистами они станут, зависит прежде всего от них, от их желания овладеть всеми гранями будущей специальности или профессии, и преподаватели им в этом помогут. А демонстрационный экзамен – это не страшно, это всего лишь форма оценки знаний и умений, а знания и умения будут, было бы желание их получить.
Александра ДЕЛЬЦОВА, преподаватель специальных дисциплин колледжа автоматизации и информационных технологий №20
Комментарии