search
main
0

Шоу для экстремалов Выживают сильнейшие?

Встретила я как-то своего соседа Дениску в самом мрачном расположении духа:
– Двойку влепили ни за что, – говорит, – я просто быстро шел по коридору, чтобы успеть в кабинет физики за перемену – нас задержали на предыдущем уроке, – а дежурная записала мне в дневник “бегал”. Теперь скорость шагов измерять, что ли?

Дело происходило в школе, где директор своим приказом запретила бегать в помещении: старшеклассник-акселерат нечаянно свалил на перемене в тесном коридоре малыша и тот погиб – перелом основания черепа…
В другой школе этого же городского района, куда я зашла недавно, трагедии пока не произошло, поэтому старшеклассники оголтело-безоглядно несутся мощной толпой по узкому коридору (старый проект с лестницей посередине здания), заскакивая в очередной кабинет. Настоящее шоу для экстремалов и реальная опасность для “очкариков” и прочих “нестандартных”. Мне пришлось прижаться к стене, чтобы переждать этот орущий поток и невредимой попасть в учительскую. В старых проектах время и пространство для свободного перемещения по школе не предусмотрены, но кабинетная система, когда уроки проходят на разных этажах огромного здания, внедрена без особых мудрствований с расписанием.
Беда еще и в том, что объем материала растет и растет, учитель “не укладывается” в урок и “прихватывает” перемену. Звонок с урока нигде не стал голосом закона в защиту права ребенка на отдых, здоровье, общение. Перемену учитель часто использует для того, чтобы дать впопыхах домашнее задание, внести записи в дневники или разразиться глобальной нотацией на тему “ваш класс ведет себя хуже всех”. Особенно тяжело приходится детям на уроках практикантов, курсантов и конкурсантов – прощай, перемена! В моем присутствии завуч начальной школы кричала третьеклашкам, пытавшимся после звонка на перемену сорваться в туалет:
– Этот звонок не для вас! Для вас только звонок на урок! А с урока- этот звонок только для учителя!
С вопросом “Что вы успеваете сделать за время перемены?” я обратилась к восьмиклассникам нескольких городских школ. “Перебежать из кабинета в кабинет”, – был ответ в большинстве случаев.
Там, где для малышей нет своего отсека, они не успевают даже попить или решить другие свои жизненные проблемы. Наблюдать организацию подвижных игр мне не посчастливилось. Зато самые жестокие драки – теперь и девочки дерутся ногами, как их кумир Джеки Чан, – стали приметой времени.
– Мы играли на перемене в фишки на втором этаже – там просторно, – признался мне шестиклассник, – но теперь фишки запретили, во что еще играть, никто не знает, теперь мы играем в фишки на полу в туалете, там в углу, где швабры, есть немного места.
Не называю номеров школ, потому что это типичные картинки, то же рассказывают дети из Иркутска, Москвы, Петербурга, Ростова, с которыми я беседовала в оздоровительных детских лагерях Черноморья: игру загнали в туалеты. Туда же заглядывают и юные торговцы наркотиками. Последствия всем известны.
– Почему вы пьете пепси на уроке и жуете? – спросила я пятиклассников.
– Если сбегаешь на перемене в буфет, то или на урок опоздаешь, или пирожок не доешь, – был ответ.
В его правдивости я убедилась, обнаружив недоеденные булочки за батареями отопления и едва не поскользнувшись на пирожке с капустой при входе в мастерские школы, расположенной по соседству с техническим университетом: ради контактов с НГТУ ребята ездят сюда из других микрорайонов, и классы переполнены. Тяжко приходится здесь и учителям.
– Я выезжаю из дома в семь утра, – рассказывает учительница литературы, – никогда в это время не завтракаю. Особенно если из-за маленького ребенка или проверки тетрадей ночь не спишь, ранним утром даже чай проглотить не можешь.В школе ни позавтракать, ни просто помолчать-подумать некогда и негде: в кабинете литературы постоянно дети, в учительской чай распивать или себя в порядок приводить не станешь – место казенное, официальное, и родители, и общественность, и всякое начальство тут. Первый раз добираюсь до школьной столовой в два часа – и до ночи больше не расслабляюсь: урок за уроком. Благо столовая у нас хорошая, можно что-то купить домой на ужин. Но ни раздевалки, ни места отдыха для учителей нет: помещение не позволяет…
Вид у моей собеседницы был измученный, напряженный – и это еще чудным, теплым сентябрьским утром, которого она и не замечала. В течение учебного дня она не расслабляется уже много лет, какая уж там улыбка или шутка, дай Бог в крик не сорваться от перенапряжения!
Между тем, проблема решаема. В одной из школ прекрасные результаты дает часовая перемена после четвертого урока: обед и отдых на воздухе. Масса подвижных игр, проводимых инструкторами-старшеклассниками, подготовленными в педагогическом классе. Обязательно на воздухе проводят перемену учащиеся образовательного Центра Зайцева. В 130-й школе-языковом колледже выгородили маленькую комнату отдыха и психологической разгрузки для учителей. Можно и кофе выпить из красивых керамических чашек, и душу излить. Для малышей на перемене открыта игровая комната, старших выпроваживают в школьный двор с напутствием “побегай”. Расписание составлено так, что бегать с этажа на этаж в поисках кабинета не приходится. Комфортно организовано пространство школы: здесь не просто учатся – интересно живут, а самая интересная детская жизнь, как известно, проистекает на переменах.
Комфортно организованы перемены и в молодом 200-м лицее: зимний сад, картинная галерея, обилие уголков отдыха с мягкой мебелью в просторных холлах, свободный доступ в спортивный зал, игровую комнату, кабинет информатики. Правда, и здесь звонок на перемену для учителя мало что означает. Очевидно, это проблема всех школ, и она требует специальных исследований как в области содержания образования, так и в организации жизни учебного учреждения. Есть школы, где установлены теннисные столы, на перемене организованы танцы или подвижные игры – тут инициатива принадлежит родителям.
К сожалению, медики ни за составлением расписания (повсеместны сдвоенные уроки в средних классах), ни за организацией перемен особо не следят. Хотя на совещаниях об этом говорят. Чтобы сократить школьные неврозы и другие болячки, управленцам стоило бы эффективнее превращать красивые слова в разумные дела. Ни в одной повестке дня педагогического или попечительского совета проблему школьной перемены мне обнаружить пока не удалось. А от нее зависит и эффективность урока, и здоровье учителя и ребенка.

Галина ФРОЛОВА
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте