search
main
0

Шоковая терапия. Настало время государственного культивирования детства

Впервые за всю историю России в Москве, в Колонном зале Дома союзов, прошла совместная научная сессия шести академий, имеющих государственный статус. В повестке дня один, но крайне важный для нашего времени вопрос – «Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства».

Чем вызвано проведение научной сессии с участием такого большого количества академий? Основная причина – в необходимости сконцентрировать усилия научного сообщества на решении крупных проблем, стоящих сегодня перед нашей страной. Эти проблемы прозвучали в Послании Президента России Федеральному Собранию. Кроме того, началась реализация национальных приоритетных проектов, которые должны привести к серьезным изменениям в жизни людей. Скажем, демографическую ситуацию нельзя решить только административным путем, это очень тонкая сфера жизнедеятельности человеческого общества. Она нуждается в серьезном прогнозировании и анализе. Должен быть разработан целый комплекс предложений: экономических, медико-биологических… Здесь необходимы государственные решения. И для того, чтобы весь этот комплекс был правильным и привел к наиболее эффективным результатам, причем в кратчайшие сроки, очень важно выявить мнение научного сообщества.

Ученые готовы поставить вопрос перед Президентом РФ и правительством о формировании новой целевой Федеральной программы, которая помогла бы объединить усилия всех академий для решения наиболее кричащих проблем. Национальные проекты ведь рождались в кабинетах чиновников различных министерств. Наука к экспертизе проектов привлечена не была, как, впрочем, и высшая школа. «Это серьезная ошибка, – считает один из организаторов сессии академик Академии медицинских наук Михаил Пальцев. – Да, отдельные ученые привлекались к работе, но только избирательно, по принципу личной известности».

Вторая ошибка, по его же мнению, заключается в том, что национальные проекты не были проработаны в вопросах кадрового обеспечения. И одной из причин их пробуксовки стало бездумное расходование государственных средств, которые направлялись в отрасль «вообще». Получилось, что большинство национальных проектов не имеют цели. Сейчас, правда, заметны попытки исправить положение дел: сформулировать конечные цели, уточнить некоторые задачи, более четко направлять выделяемые средства.

Возникает вопрос: а справится ли сегодняшняя наука со всеми этими проблемами, ведь она сама серьезно пострадала за последние четверть века? Оказывается, как утверждают наши крупные ученые, при всех существующих провалах Россия все-таки сохранила академическую науку. Потеряна отраслевая, слабее стала вузовская, но академическая наука по основным направлениям уцелела. Хотя она, безусловно, нуждается в финансовой поддержке.

Итак, ученые собрались. О чем они говорили? Научная сессия констатировала, что полностью разделяет оценку, которую дал Президент РФ демографической ситуации в стране, и одобряет основные направления в решении этой проблемы, содержащиеся в Послании Президента Федеральному Собранию России 2006 года: снижение смертности, повышение рождаемости, эффективная миграционная политика, поддержка молодых семей, обеспечение потребности в детских садах и ясельных группах, материальное стимулирование устройства на воспитание в семьях сирот. Проблему низкой рождаемости невозможно решать без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям. Среди этих ценностей лидирующие позиции занимают здоровье, образование и среда обитания детей.

Сессия констатировала также, что негативные тенденции в состоянии здоровья юного и молодого поколения россиян сохраняются и до настоящего времени. За последнее десятилетие они приобрели все черты устойчивого характера.

В Российской Федерации на каждую тысячу новорожденных приходится 50 детей с врожденными и наследственными заболеваниями. Нормально протекающие роды встречаются не более чем у 30-35 процентов женщин. Перинатальная патология регистрируется у 39 процентов новорожденных и остается основной причиной младенческой смертности. Более половины детей к окончанию школы имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья. Существенным фактором ухудшения здоровья стала ранняя трудовая занятость подростков. Темпы роста смертности выросли в 6 раз у юношей и в 3 раза у девушек, преимущественно за счет увеличения травматизма и отравлений. Инфекционные и паразитарные болезни остаются самыми распространенными: дети болеют краснухой, гриппом, острыми кишечными инфекциями, туберкулезом. Одной из наиболее острых и тревожных проблем стало распространение ВИЧ (СПИД) среди детей. Четко определилась страшная тенденция: рождение младенцев от ВИЧ-инфицированных матерей. Сегодня таких 23 процента. Число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 605000 человек. За последние пять лет оно увеличилось втрое.

Сегодня все меньше детей имеет нормальную массу тела и увеличивается число низкорослых ребят, у 30 процентов юношей и девушек отмечена задержка полового развития, а 40 процентов имеют болезни, которые могут привести к бесплодию.

Частота психических расстройств и отклонений в поведении возросла на 27 процентов, а нервно-психические нарушения выявляются у 60 процентов выпускников школ. Детский алкоголизм за 10 лет вырос в два раза и продолжает расти. Очень высока смертность от самоубийств. Суициды отмечены даже у 5-летних детей! По мнению Всемирной организации здравоохранения, превышение порога 20 случаев самоубийств на 100000 населения указывает на чрезвычайную ситуацию в обществе. У нас этот показатель среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет составляет 21,55. По критериям все той же ВОЗ в России недоедает 30 процентов населения, при этом самая страдающая группа – дети от 10 до 14 лет. Смертность российских малышей от рождения до 5 лет превышает европейскую в 5,27 раза.

О чем говорят все эти перечисленные факты? О том прежде всего, что настало время государственного культивирования детства. Хотя у нас в стране и разрабатывались программы «Здоровый ребенок», «Дети России», «Дети-инвалиды», есть «Концепция государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации», однако реализуются они весьма и весьма слабо. Чтобы коренным образом улучшить ситуацию со здоровьем детей, необходимо комплексное решение проблем детского здравоохранения. Нужна комплексная стратегия сохранения здоровья всей нации в целом, формирование и законодательное закрепление государственной политики в области охраны здоровья детей. Нужно, наконец, попросту обеспечить право на доступность и бесплатность медицинских услуг.

– Здоровье детей в значительной степени формируется под влиянием состояния среды обитания, – сказал академик, президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр КУДРЯВЦЕВ.

И это действительно так. Человек рождается, растет, воспитывается, получает образование в окружении, которое создается руками архитекторов и строителей. Создание условий для его здоровья начинается с родильного дома, детского сада, школы… Создание научных основ проектного дела, основанных на современных требованиях и методиках здравоохранения, обучения и воспитания, – таковы, по словам ученого, приоритетные направления работы академии. И главным в этом процессе должна быть научно обоснованная государственная градостроительная политика.

Ученые считают, что настала пора проектировать многофункциональные школьные комплексы, имеющие перекрытые школьные дворы, что представляет возможности для общения, игровых и спортивных мероприятий и позволяет взять на себя функции прежних дворов. Некоторые примеры, кстати, уже есть: новые школьные комплексы в Иркутске, общеобразовательная школа на улице Щепкина и школа искусств в Выхине (Москва).

Ярко, эмоционально насыщенно прозвучало на сессии выступление академика Российской академии образования Николая Никандрова. Он говорил о воспитании, вспоминая время, когда страна переживала шоковую терапию. Нет, не материальную. Духовную. Тогда ведь все перевернулось с ног на голову. И невозможно было даже взрослому человеку понять, что хорошо, что плохо. Резко снизилось значение и ценность образования. Молодые после школы стремились не в вузы и техникумы, а на рынки. Лавочник ценился выше инженера. Профессионализм вытравливали каленым железом. Махровым цветом расцвели полузнайки. Вместо коллективизма в народе настойчиво стали воспитывать индивидуализм. Мальчишки видели себя в мечтах бандитами, а девочки – проститутками. Деньги стали всевластными, насилие естественным. Слово «патриот» превратилось в ругательство. Издевались над понятиями «честь», «порядочность», «любовь», «благородство», «самопожертвование»… И во всем этом адском пламени горели наши дети. Сейчас они выросли, на этой вот гнилой почве. Как они будут воспитывать уже своих детей? По каким нравственным критериям? И как быть школе? Оставаться в стороне, предоставив только семье осуществлять процесс становления личности? Конечно, нет. Нравственное воспитание – это вопрос здоровья. А школа хочет видеть своих учеников здоровыми.

Сегодня, сказал академик, в образовании не хватает гуманитарной, человекообразующей составляющей. Пора признать всю серьезность этой проблемы!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте