search
main
0

Шоколадка с═привкусом… смерти

ила-была в Москве четырнадцатилетняя девочка Катя Семенцова (фамилия девочки изменена). Ее папа Михаил Андреевич в апреле этого года в возрасте 44 лет вышел в запас капитаном II ранга, а мама Анастасия Сергеевна почти на две ставки работает учителем в одной из столичных школ. Сколько себя помнит Катя, все время они проживают в двух комнатах трехкомнатной коммунальной квартиры в районе метро “Сокол”. Катя учится в восьмом классе, у нее есть заветная мечта – жить вместе с родителями в большой, просторной квартире, чтобы у каждого была своя комната, а еще гостиная, где бы они все вместе собирались в выходные дни за праздничным обедом. Но… Откуда возьмутся деньги?

Июньским днем этого года она случайно увидела рекламу шоколада “Моугли”: в самом верху – красивый автомобиль “мерседес-бенц 320”. Чтобы стать его обладателем, нужно собрать 25 разных видов шоколадок этого сорта и послать в компанию. Тот, кто первым добьется успеха, получит вожделенное авто. А это – как минимум 65 тысяч долларов США! Или новая квартира, если продать машину!

И Катю поразил вирус шоколадной лихорадки. Сначала потихоньку от мамы она продала свои новые часы, а на вырученные деньги купила сразу 17 шоколадок. Из них она получила четыре разных вида наклеек. Азарт затягивал девочку все больше: сначала она просила деньги у родителей, доведя в конце сентября вожделенный счет разных вырезок до 18. Тогда у нее созрел дерзкий план: занять сразу у кого-нибудь как можно больше денег, на всю сумму скупить шоколадки, добрать недостаюшие семь видов. А когда автомобиль ей дадут, как наивно размышляла Катя, она легко рассчитается с этим долгом.

Подруга Люба на месяц дала ей взаймы один миллион рублей и милостиво сообщила Кате, что пока не возьмет с нее процентов. Но за это должница будет давать ей списывать контрольные по математике, русскому и английскому. Люба сидела на соседней парте сзади Кати, и потому процесс списывания протекал безболезненно. Но время, как шагреневая кожа, неумолимо сокращалось. Наконец прошел месяц, и Люба потребовала вернуть ей долг. В противном случае каждый день просрочки увеличивал его на два процента, а это 20 тысяч рублей.

А что же Катя? Что она сделала с миллионом? Она накупила шоколада, но смогла найти всего только еще три новых изображения. Теперь она достигла цифры 21, до желанной отметки оставались еще 4 картинки. Где их было взять?

…Эту историю рассказала мне сама Катя Семенцова. Встретились мы… в терапевтическом отделении больницы, куда ее доставили в связи с попыткой суицида – четырнадцатилетняя девочка выпила восемь таблеток сильнодействующего снотворного. Ее случайно днем обнаружил отец, когда вернулся домой, забыв какие-то документы. Это и спасло Катю: оперативно приехала бригада “скорой помощи”. Три с половиной дня Катя была без сознания, но молодой организм победил, и дело пошло на поправку.

А вот что мне рассказал Катин отец. В тот вечер, когда девочку увезла “скорая”, в их дом позвонили. Отец открыл. На пороге стояли Катина подруга Люба и два подростка. Сначала они справились, где Катя, а когда узнали, что та в больнице, сообщили расстроенному отцу, что их дочь должна миллион 120 тысяч рублей, и ежедневно эта сумма будет возрастать на 20 тысяч. Правда, подружка Люба наивно изрекла: “Смерть избавляет от долга. Тогда к вам, родители, мы никаких претензий иметь не будем”.

Могу только представить, сколько выдержки и самообладания проявил в этот момент Михаил Андреевич. Он пригласил нахальных подростков на кухню, положил перед Любой чистый лист бумаги и попросил написать, что его дочь должна 1 миллион 120 тысяч рублей и что компания завтра к восьми утра явится за этой суммой, а потому цифру долга следует оставить неизменной. От его твердости ребята растерялись и написали обязательство.

Когда на следующее утро Люба в сопровождении мальчишеского эскорта вновь постучалась в Катину квартиру, деньги она получила, а отец взял расписку, что Люба больше к Кате никаких претензий не имеет. Аккуратно пересчитав деньги и спрятав их в сумочку, Люба пожелала Кате “скорейшего выздоровления”.

После больницы Катя еще дней десять отлеживалась дома. Потом начались осенние каникулы. После всего пережитого девочка изменилась, повзрослела, а еще поклялась папе с мамой никогда и ни при каких обстоятельствах не участвовать ни в каких лотереях и иных азартных проектах, а при возникновении материальных трудностей обращаться прежде всего к родителям, но ни в коем случае не к друзьям и не к подружкам. Цену их дружбы, истинную цену, Катя, увы, испытала на себе.

Игорь НЕХАМЕС

Социальная защита

Выход из никуда

читель физики обычной школы, яркий исследователь технического творчества детей на Среднем Урале, инициатор создания системы подготовки социальных педагогов не только в своем регионе, но и в России. За последние 10 лет она сумела так стремительно взлететь, что не перестаешь удивляться: это в наше-то время, когда чуть ли не вся наука откатывается назад… И тем не менее именно в это время в Екатеринбурге в далеко не самом процветающем педвузе начинает развиваться новое научное (и практическое!) направление: в 91-м году именно на его базе создается учебно-методическое обьединение педагогических вузов России по социальной педагогике. Сегодня уже можно констатировать: за прошедшие пять лет система подготовки специалистов для социальной сферы сформировалась.

Из года в год растет количество вузов, обучающих студентов этих остродефицитных профессий. Да и в самом Екатеринбурге то в одном, то в другом университете или академии открываются факультет или отделение, готовящие социальных педагогов или социальных работников. И за знаниями, за опытом приезжают, как правило, к профессору Галагузовой (которая, кстати, является еще и прекрасным организатором хозрасчетной деятельности). Так что ничего удивительного, наверное, нет в том, что именно ей предложили возглавить вновь создающийся Социальный институт.

Тот, кто работает с ней рядом, знает о ее фантастическом трудолюбии, необычайной коммуникабельности, об умении проходить через любые “стены”, о ее организаторском таланте, верит – она и это осилит.

Другая удивительная черта этого человека – она годами, десятилетиями “тянет” за собой талантливых студентов, обещавших так много на ученической скамье, помогает им пробиться в науку, опекает и не бросает, если что-то в их жизни обрушивается. А скольких учителей-практиков она буквально вытащила на трибуну всесоюзных солидных конференций, что было в те застойные времена не принято.

И вот теперь эта яркая, всегда подтянутая, со вкусом одетая женщина (шьет ее сестра Софья Алексеевна – кстати, тоже прекрасный учитель физики), возраст которой, кажется, невозможно определить – годы практически не сказываются на ее внешности, – директор одного из первых в России Социального института.

– Зинаида Алексеевна, как вы на это решились: в очередной раз все начать сначала?

– За свою жизнь столько раз приходилось сталкиваться с детьми, которых исковеркало невежество взрослых, что буквально ухватилась за соломинку, когда забрезжил рассвет перестройки и обществу наконец потребовалась профессия “социальный педагог”. Тогда показалось, что начался пересмотр отношения социальной среды к человеку. Согласитесь, когда у тебя болит зуб, обращаешься к стоматологу. Значит, и социальные болезни – особенно если от них страдают дети – должны лечить профессионально подготовленные специалисты: одни – работать с семьей, другие – с ребятами, которые плохо видят, слышат, не говорят, третьи – с детьми с девиантным поведением. Кроме того, существует огромное количество взрослых людей, которые нуждаются в квалифицированной помощи специалиста по социальной работе. Рынок услуг огромен, и, конечно, совершенно недопустимо, что управлением соцзащиты у нас может руководить повар, а социальными работниками назначают сокращенных в “оборонке” инженеров без соответствующей подготовки.

– Но ведь новое дело нынче немыслимо без прочной финансовой поддержки, а спонсоров надо еще найти, убедить вложить деньги в абсолютно незнакомую для нашей страны сферу…

– А я никогда и ни у кого ничего не прошу. Просто предлагаю умным, перспективно мыслящим руководителям программу, где сфера взаимных интересов четко обозначена, где обе стороны выступают в качестве деловых партнеров. К примеру, мы в сентябре обьявили прием первых студентов. Планку определили пока невысокую: набрать всего 25 студентов – без особой рекламной кампании. (В будущем собираемся учить около 700 студентов). И что вы думаете, у нас образовался конкурс – 8 человек на место. Медалисты, другие льготники сразу заняли 23 места. Осталось всего две вакансии, а претенденты на них – молодые люди, осознанно сделавшие свой выбор, имеющие склонность к такого рода деятельности. И мы стали искать возможность, как их оставить. Могли принять при условии, если они заплатят за обучение, но денег, даже 4 миллионов за год, что, в общем-то, недорого, у них нет. Обратились в областной Департамент образования, в Екатеринбургское управление. С руководителями этих учреждений сразу нашли общий язык: им нужны профессионалы, и они понимают, что кадры для будущего надо готовить сегодня.

В частности, Валерий Вениаминович Нестеров, директор департамента, сразу оценил, что даст в будущем наша инициатива. И выход нашли простой. Департамент образования заключает договор с вузом и отдельно с абитуриентом. Суть его – департамент оплачивает его учебу, а тот в течение определенного срока – двух лет – после окончания вуза должен отработать (и проходить волонтерскую практику) в том или ином образовательном или воспитательном учреждении. Если выпускник не выполнит условия договора, обязан вернуть взятую в кредит сумму. Таким образом, были найдены средства на обучение еще 25 студентов, в основном юношей. По такой же схеме заключили договор и с городским управлением образования. Одно из главных преимуществ этой системы: с первых дней учебы студент знает, где он будет работать, какие знания и навыки ему необходимы.

– Но вы готовите специалистов не только для школ, приютов, детсадов, приемников-распределителей. И если настоящие руководители-профессионалы понимают выгоду от сотрудничества, то оценят ли ее “повара” и “инженеры из оборонки” в других сферах?

– Все зависит от человека. Например, в Кировском управлении соцзащиты его руководитель Виктор Васильевич Трухачев сразу увидел выгоду и пользу от наших контактов. Или взять совсем неожиданный ракурс (возможно, кого-то он даже шокирует): мы начинаем готовить специалистов по социальной защите в исправительном учреждении ИТУ-2 в Екатеринбурге. Начальник его Сергей Александрович Ветошкин – очень неожиданный и умный педагог. Он давно и всерьез озабочен проблемой реабилитации отбывших срок наказания совсем еще молодых ребят и делает все, чтобы они имели возможность начать новую жизнь. И мы вместе решили попробовать помочь оступившемуся человеку вернуться на праведный путь с помощью такого же, как он, но профессионально обученного специалиста. Ведь его лишили свободы, но не права на овладение знаниями. Так что вместе со справкой об освобождении вчерашний зэк может получить и… диплом о высшем образовании. Вполне реально решаем и другую проблему: например, специалист лучше поймет ребенка с тем же заболеванием, что и у него самого. Поэтому сейчас принимаем двух таких абитуриентов. Почему мы должны отказывать в получении знаний детям с ограниченными возможностями? Только потому, что природа и так несправедливо покарала их?! Сейчас, например, набираем группу “колясочников”, оборудуем специальные приспособления, необходимые удобства для них.

– Значит, не все так безысходно: есть люди, которые понимают важность подготовки кадров для совершенно новой для нас сферы?

– Это и спасает, и вселяет надежду. Нас активно поддерживают прежде всего в областном управлении соцзащиты. В свое время нашей идеей всерьез заинтересовался ректор профессионально-педагогического университета Геннадий Михайлович Романцев. Он понял, что в рамках его вуза можно начать подготовку студентов по остродефицитной специальности и создал прецедент: открыл институт в своем университете. И хоть возможностей у него не больше, чем у любого другого ректора, предложил мне начать совершенно новое дело.

– Допустим, у вас, Зинаида Алексеевна, для этого есть своя команда, но есть ли у ректора материальные возможности?

– В нашем распоряжении хорошие учебные аудитории – целый этаж. Есть и общежитие, правда, как в большинстве вузов, есть охрана, да нет дверей… Очень важное условие для существования – нам предоставили полную самостоятельность, у нас есть лицензия, собственный счет в банке. А главное – замечательная команда: экономист Людмила Петровна Пачикова, организатор учебного процесса Мария Филипповна Черкасова, хозяйственник Виктор Викторович Цибульский. И, конечно же, настоящие профессионалы-преподаватели из разных вузов Екатеринбурга. А опыт хозрасчетной деятельности мы приобрели еще в пединституте, когда организовали платное обучение студентов из других регионов России, открыли филиалы в солидных городах. Преподаватели у нас ездили читать лекции на собственной факультетской машине, согласитесь, такое не в каждом педвузе встретишь. На заработанные средства купили современную компьютерную технику, ездили за опытом за границу.

– Знаю, что сегодня вы вплотную занялись допрофессиональной подготовкой школьников. Как и другие вузы, приступаете к работе с будущими абитуриентами, создаете профильные классы в школах, группы – в колледжах, гимназиях. Но согласитесь, что для такой работы необходимо огромное число преподавателей-профессионалов, и не только в общеобразовательных учреждениях, но и в самом институте. Где вы их возьмете? Все же социальная сфера и сегодня для всех нас нехоженая тропа. Вряд ли можно найти нужных специалистов даже в таком городе, как Екатеринбург, где более 20 вузов…

– Действительно, это проблема из проблем. О подготовке преподавателей-специалистов пришлось подумать в первую очередь. Сегодня в штате у нас всего 20 человек. Остальных ученых с добрым именем и солидным научным авторитетом приглашаем работать на контрактной основе. Но когда число студентов приблизится к 700, этого будет явно недостаточно. Поэтому в стенах института уже сегодня ведем набор специалистов с высшим образованием в очно-заочную магистратуру. За полтора-два года они смогут подготовиться и к защите кандидатской диссертации.

– Но это огромный труд. А как же ваша научная работа – вряд ли на нее остается время?

– Хватает, хватает на все, если поторопиться. Моя научная школа – понятийный аппарат педагогики и образования – работает вовсю.

Людмила ДОРОХОВА

Екатеринбург

Зинаида Алексеевна ГАЛАГУЗОВА – профессор, доктор педагогических наук, директор Социального института, созданного в структуре Уральского государственного профессионально-педагогического университета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте