search
main
0

Шок и трепет. В Москве прошла биеннале современного искусства

До недавнего времени современного искусства в России, как секса в СССР, не было. То есть оно как бы существовало, но в виде нерегулярных и немногочисленных выставок, без широкого освещения в СМИ. И вот нас оглушили сначала 1-й, а теперь 2-й Московской международной биеннале современного искусства, которая вот-вот завершится. Замысел у этого фестиваля серьезный – включить нашу страну в мировой художественный контекст: в Венеции и других культурных столицах с актуальным искусством благодаря биеннале знакомы давно. Размах у московского арт-события получился тоже нешуточный: среди главных организаторов – Министерство культуры России и правительство Москвы, которых сумел увлечь своей идеей главный вдохновитель и комиссар биеннале Иосиф Бакштейн. В итоге – 26 площадок, разбросанных по всей столице.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Самые интересные – в строящейся башне-небоскребе «Федерация» (в сочетании с видом на Москву с 21-го этажа выставка производит сильное впечатление) и в старинных зданиях бывшего винзавода. Число художников подсчитать никто не взялся. Известно лишь, что только в основном проекте участвовали 111 представителей contemporary art (в переводе с английского буквально – современное

искусство) из разных стран мира.

О выставках постоянно

рассказывали в прессе. Усилия организаторов вполне окупились: биеннале стала, пожалуй, самым

значительным

и модным событием

этой весны.

Как относиться к современному искусству – решать вам, но сначала его надо увидеть и попытаться осмыслить.

Олег КУЛИК (Россия).

«Спортсменка». Воск, смешанная техника

Уже классика российского contemporary art.

Первое впечатление – шок. Второе – восхищение. Сделанная с потрясающим натурализмом фигура теннисистки таинственным образом застыла в прыжке. Только потом понимаешь, что крепление хитроумно скрыто в взметнувшихся к стеклянному потолку волосам. И тут приходит черед третьему чувству – ужаса. Потому что все тело спортсменки покрывают таксидермические швы – знаете, которые накладывают в морге. Может, Кулик зло пошутил на тему «как труп музыку он разъял» – взял и препарировал чудо жизни? А может, он показал, как неживое искусно притворяется живым? Или, учитывая название серии «Музей», это жуткие экспонаты будущего, в котором будет править совсем не человек? Еще более зловещим у признанного разрушителя табу получился Гагарин – с загробной ухмылкой вместо своей знаменитой улыбки.

Бен КУНЛИ (США). «День святого Валентина для двух совершенно посторонних людей». Видеоарт

Случайно выхваченный кадр из коллекции американского видео-арта нового тысячелетия, чьи темы – случайность, повторяемость, абсурдность жизни, красота в непривычном. Кунли показывает клишированность сознания людей: американские сериалы адаптируют к русским реалиям, все смотрят одинаковую тележвачку, и только невинное хулиганство разрушает эти чары.

Самый же удивительный образец на стыке этого жанра «Если бы ты был рядом» Даррена Алмонда. Три экрана в огромном темном помещении поэтапно погружают зрителя в медитацию, словно память выхватывает из небытия родное лицо пожилой женщины, ноги кружащихся в вальсе людей, искрящийся брызгами фонтанчик. Вызывает щемящее чувство хрупкости человеческой жизни. Светящийся в глубине зала силуэт мельницы его только усиливает. Что это, символ неостановимого времени или прошлого, всегда кажущегося особенно прекрасным?

Фан ЛИЦЗЮНЬ (Китай). «Ребенок». Картина

Китайские художники были представлены на биеннале очень широко. И это понятно. Во-первых, нас объединяет коммунистическое прошлое. Его гениально запечатлел Фан Лицзюнь, создав посмертный пантеон из 32 позолоченных голов партийных бонз, отвечавших некогда за досуг трудящихся. Эти «главы культуры» с закрытыми слепыми очами – немного комичное напоминание о вечной человеческой глупости и тщете: такой китайский вариант одного из кругов дантовского ада. Ярче всех Лицзюнь осмыслил и перспективу: его картина «Ребенок» словно подтверждает самоуверенно-пророческое название выставки «Мы – ваше будущее». Его дитя с явными азиатскими чертами утверждает себя в центре зарождающейся, но уже разделенной на фрагменты Вселенной. И от этого почему-то бросает в дрожь.

Михаил КОСОЛАПОВ (Россия).

Скульптурно-канцелярский объект «Лапуту»

Странное, космическое, переливающееся светящимися змейками нечто после пристального взгляда оказывается пнем, подвешенным лесками к потолочной конструкции при помощи канцелярских кнопок. То ли иронический обломок ракеты, то ли печальный прогноз нашей цивилизации, то ли символ непознаваемой тайны. Как пояснил нам сам автор: «Я хотел избежать четко читаемых смыслов… А вообще-то, «Лапуту» – это летающий остров, населенный то ли мудрецами, то ли идиотами из книги Джонатана Свифта». Одно могу сказать точно: независимо от интерпретации работа Косолапова – как раз тот случай, когда современное искусство становится искусством, доставляя глубокое эстетическое удовольствие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте