Премия «Русский детектив» недавно вручалась уже третий раз. В номинации «Детский детектив» лауреатом стала детская писательница Майя Лазаренская с книгой «Сыскное бюро Брюм. Пропажа в скучном парке». Какими детективами писательница зачитывается, что такое для нее опыт нестандартного детства и чем закончилось ее собственное расследование? Об этом и многом другом Майя рассказала в интервью «Учительской газете».
– Майя, поздравляем вас с первым местом в премии «Русский детектив»! В других номинациях лауреатами стали Александра Маринина, Даниил Корецкий. Какие ощущения вы испытывали, оказавшись в такой компании?
– Это невероятно приятно! Когда я читала детективы Александры Марининой, Татьяны Устиновой, Даниила Корецкого, то и подумать не могла, что смогу оказаться в одной компании с ними. Волнительно! И очень хочется взять у мастеров детективного жанра автограф. Хотя вдруг и они захотят взять его у меня? (Смеется.) Конечно же, я шучу, даже думать так не рискну!
– А как у вас получилось оказаться в «Русском детективе»?
– Я уже принимала участие в первом сезоне этой премии с историей «Дело о белом кенгуру» и прошла в финал. Но заняла второе место. В этом году книгу «Сыскное бюро Брюм…» номинировало издательство. Благодаря поддержке читателей история прошла в финал. А дальше решение принимало профессиональное жюри.
– Почему персонаж ваших произведений – это зверь?
– В детских детективах часто звери становятся главными сыщиками. Мне кажется, потому что это ближе, понятнее детям. И животному можно позволить больше, чем человеку. Где-то он может нарушить общепринятые нормы, но только во благо дела и без вреда кому-то.
– Можно немного подробнее про Брюма? Как он появился в жизни Майи Лазаренской?
– Это довольно смешная история. Изначально Брюм должен был быть совершенно другой породы. И у него была другая кличка. Но тестирование на фокус-группе показало, что порода не очень годится для главного сыщика. И тогда редактор предложила поменять ее на корги. Тогда Брюма я списала со своего пса. Он такой же гордый, важный, хитрый и отважный. Действие первой книги происходит в городском парке, где пропадает японский хин по кличке Юми. А вторая история переносит нас на собачью выставку. Она уже написана, теперь дело за иллюстратором. Как правило, это небыстрый процесс, нужно набраться терпения.
– У ваших персонажей такие необычные имена: Брюм, Трюфо…
– У Трюфо полное имя Трюфель, в основу лег факт, что свинки замечательно находят трюфели. А дальше я стала играть со словом, вспомнила месье Пуаро, так и появился месье Трюфо. С Брюмом тоже все просто: порода корги появилась в Англии, и сам Брюм приехал к нам из туманного Лондона. Я стала смотреть, как на разных языках будет слово «туман». Во французском языке «туман» – brume. Мне показалось, что звучит ярко, цепляюще и вполне подходяще для сыщика! Вообще, когда я выбираю имена, всегда смотрю их значение, для меня это важный момент. А если имя нужно найти не человеку, а животному или сказочному существу, то частенько прибегаю к переводчикам, выбрав нужное по смыслу слово, смотрю его произношение на разных языках, лучше даже совсем редких!
– Вашу победу тоже можно назвать сказочной. А какой была ваша первая премия?
– Наверное, это приз читательских симпатий в конкурсе «Настя и Никита» за историю «Загадки Чаро-парка» (тогда она была под названием «Дело было на конюшне»). Для меня это было чем-то невероятным. И сразу финал «Новой детской книги» – почти премия. Дальше были полуфиналы и финалы, приз «Выбор библиотек» на премии В.П.Крапивина. Но желанную статуэтку я должна получить в премии «Русский детектив». Это первая реальная победа, чем я очень горжусь.
– Так награждения еще не было?
– Нет, я пока даже не знаю, когда оно состоится. Думаю, скорее всего, на книжном фестивале на Красной площади.
– Я знаю, что вы проводите встречи с читателями в виде детективных квестов. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Я разработала игру по серии книг «Детективное агентство ТТ». Писала ее специально для библиотеки «Зеленый лось», где мы и проводили квест. В ней есть все, что любят юные сыщики. Мы расследуем похищение талисмана библиотеки – фигурки Лося, изучаем показания свидетелей, работаем с доской времени, учимся различать отпечатки пальцев. Все проходит довольно весело. И я готовлю еще один квест по книге «Троянский кот». Будем искать украденную книгу рецептов. Сложнее всего оказалось сделать саму книгу, хотелось, чтобы она выглядела загадочно, как настоящая старинная вещь.
– Зачастую авторы на встречах начинают бубнить про себя любимых все отведенное на встречу время, а потом дают автографы и фотографируются. Хочется поблагодарить вас за то, что не придерживаетесь столь тривиального подхода.
– Ой, нет, только не так! Самое любимое – придумать что-то новое и интересное для встреч. Мне нравится, когда они проходят нескучно, живо. Когда я только начинала ходить по библиотекам, мне очень хотелось устроить нечто фееричное, чтобы точно запомнилось детям. И нашла отличный вариант – показывать фокусы. В книге «Осторожно, фокус!» речь идет про маленьких человечков иллюзиоников, благодаря которым все фокусы и получаются. Недолго думая, я сшила волшебную шляпу со множеством потайных карманов, иллюзионика Осю и отправилась в магазин фокусников. Купив весь доступный мне реквизит, я взялась осваивать эту хитрую науку. Сразу скажу, оказалось, что не все фокусы можно показать на встречах в силу их технических особенностей. Мне очень нравился «Летающий платок», я освоила этот номер на ура! Но для настоящего эффекта нужно, чтобы платок «облетел» вокруг столба или чего-то подобного. А в залах, где проходят встречи, таких возможностей, увы, нет. Но даже те фокусы, которые я могу показать, до сих пор здорово оживляют выступления в начальных классах. Викторины я придумываю веселые, чтобы дети могли посмеяться и расслабиться. Тогда им проще задавать потом свои вопросы. И конечно, со мной везде путешествуют мои персонажи – чайнокус Тип Пиратский, месье Трюфо, Брюм, Токи, пони Йошка. Кого-то сшила я сама, а кого-то мне подарили. Это так приятно!
– Как интересно! Майя, а бывало так, что детектив разворачивался прямо у вас на глазах?
– Свидетелем прямо-таки преступления мне оказаться не случалось. Но, помню, в институте был случай, когда в раздевалке у одной студентки пропали деньги из сумки. Тогда в раздевалке одновременно были три группы – будущие журналисты, психологи и юристы. Вот было забавно, что журналисты подошли к делу как к сенсации и думали, как об этом всем рассказать, юристы первым делом обсуждали, что будет человеку, когда его найдут, а мы, психологи, искали причины, почему человек мог пойти на этот шаг. Помню, как смеялись, когда это поняли. Но чем все кончилось, точно не знаю. В тот день деньги не нашли, кражи не повторялись. «Преступника» мы так и не вычислили тогда.
– Но наверняка вы детективы почитываете?
– Из взрослых зарубежных детективов мне нравилось читать Агату Кристи и Эрла Гарднера. Они настоящие мастера этого жанра. А из наших авторов очень люблю Татьяну Устинову. Меня восхищает, как она умеет неожиданно ввернуть два-три таких слова, которые обязательно зацепят за душу! Благодаря премии «Русский детектив» открыла для себя Евгению Кретову. Женя здорово объединила два жанра – фантастику и детектив. А из недавно прочитанного не могу не отметить «Взгляд со дна» Юлии Лавряшиной. Очень интересная вещь по сюжету и подаче! Понравилась фишка с концовкой, когда вроде преступник уже раскрыт, но ты заново погружаешься в историю уже глазами самого преступника и узнаешь ситуацию совсем с другой стороны. Я прочла только первую книгу, с нетерпением жду возможности прочесть продолжение.
– Майя, а вы сразу стали писать в остросюжетном жанре?
– Моя первая книга «Троянский кот», по сути, шпионский детектив. В «Осторожно, фокус!» вторая история – сказка про пропавшего пони. Мне нравятся загадки, тайны, головоломки. Думаю, что детей в любом возрасте привлекает возможность угадать преступника быстрее, чем его откроет автор. А вот подростковые тексты – в них уже другие, более серьезные темы: взросление, поиск себя, буллинг, отношения в семье и с друзьями. Тут выручает психологическое образование. Я всегда рада, когда читатели пишут, что книга помогла им решить проблему, с которой они не знали, как справиться.
– Наверняка ваши герои созвучны вам в чем-то. Это так?
– Да. Вот Виталина из книги «Северный ветер дул с юга» близка мне по характеру. Образы сыщиков, скорее всего, навеяны книгами, которые я читала в детстве. Прототипом Лерки стала моя школьная подруга. У нее было очень непростое детство, и мне захотелось рассказать ее историю.
– Что это за история?
– Моя подруга, как и героиня книги, осталась жить одна в 13 лет. Многим казалось, это так здорово – полная свобода, никто не диктует, что делать. Но я знала, насколько тяжело в этом возрасте полностью заботиться о себе. Когда никто тебе не готовит, не лечит, если заболел. Такое тотальное ощущение, что ты никому не нужен. В книге есть эпизоды, взятые из жизни моей подруги. И когда я рассказываю о них на встречах подросткам, они поражаются: «Неужели так бывает?!» Многие считали, что она обязательно попадет в плохую компанию, ничего достойного из нее не получится. Но она встретила человека, который стал и старшей подругой, и сестрой и помог понять, что главное в жизни – найти свое дело, тогда ощущение ненужности сразу отступит. Именно эта мысль, пожалуй, главная в книге «Конкур в ритме солнца».
– Мне кажется, вы такой универсальный писатель, который охватывает все жанры: у вас есть и для самых маленьких, и для подростков, и детективы, и познавательные книги… А для взрослых не было желания писать?
– Мне часто задают этот вопрос на встречах, но я всегда отвечаю одно и то же – нет. Взрослые тексты меня не привлекают. Мне просто нечего сказать взрослым читателям. По крайней мере пока!
– В ваших произведениях почти всегда есть животные…
– Животные – моя любовь с самого детства. Сколько себя помню, я приводила с улицы собак, несла кошек. Многих пристраивали по знакомым, кто-то так и оставался у нас. Когда в доме много живности, собрать материал не составляет труда. В старших классах я первый раз пришла со знакомым ветеринаром на конюшню помогать лечить лошадей. И полюбила этих умнейших, невероятных животных. Позже я стала заниматься верховой ездой, и все лошади в моих книгах списаны с реальных лошадей нашего конного клуба. Для меня ценно то, что перед изданием все тексты вычитывала мой тренер. Благодаря ей за конную часть историй я всегда спокойна!
– А сейчас у вас дома тоже имеются животные? Среди них есть какие-то необычные?
– Сейчас у нас дома свой мини-зоопарк. Собака, кот, кошка, геккон-эублефар и очень своенравные рыбы – цихлиды. Чуть было не завели змею. Но, к счастью, сначала мы с дочерью побывали в гостях у друзей и полюбовались на обед чудесного маисового полоза. Решив, что не все мечты непременно должны сбываться, мы пока восхищаемся змеями издалека.
– Недавно прошла церемония награждения премии «Большая сказка». И вы оказались в финале с книгой «Дело о музейном слоне». Не обидно, что «Слон…» так и остался в финале?
– Финал – это уже для меня огромная радость и гордость! Ведь у этой премии такое серьезное жюри – Андрей Усачев, Григорий Гладков, Александр Левенбук, Галина Дядина. И то, что они отобрали «Дело о музейном слоне» в шорт-лист, для меня своего рода знак качества. Подтверждение того, что история написана не зря! Из других финалистов я читала только Ксению Беленкову. Она пишет здорово, необычно, у нее есть свой голос, свой стиль. И ее книга «Господин Кто-нибудь» интересна тонкой игрой слов и небанальным сюжетом. В ней дивные акварельные иллюстрации, в которых, если присмотреться, можно узнать членов семьи автора. Так что история очень даже живая и реальная, хоть и абсолютно сказочная!
– В сети «ВКонтакте» у вас есть группа «Книжный фокус». Чем она может заинтересовать?
– Там я рассказываю о книжных новинках, провожу розыгрыши книг. Но, увы, я не очень активно ею занимаюсь в силу нехватки времени. А также у меня есть сайт, где я размещаю информацию о своих книгах. Там можно «полистать» книгу, посмотреть ролик или буктрейлер, что-то можно послушать в замечательной озвучке «Чудо-радио», почитать отзывы и узнать, где книгу можно приобрести. Мне кажется, это удобный сервис. Там я рассказываю о книжных новинках, своих и не только, вспоминаю любимые книги детства, делюсь информацией о книжных премиях, провожу розыгрыши книг. Пока я думаю над более интересным форматом группы. Возможно, появится рубрика «Писательские советы» или что-то еще. Я все больше думаю о том, что нужно развивать группу, но пока не нашла небанальный интересный контент.
Досье «УГ»
Майя Лазаренская родилась в Москве в 1976 году. Окончила Российский государственный социальный университет по специальности «психолог». Лауреат Гайдаровского конкурса, Международного литературного конкурса «Лохматый друг», «Серебряное перо Руси» в номинации «Детская литература» и др.
Комментарии