search
main
0

Шла Саша по шоссе. В руках логопеда – судьба человека

Есть специалисты, с которыми лучше бы нам не встречаться никогда. В крайнем случае – как можно реже. С налоговыми полицейскими, например, со следователями по особо важным делам, с хирургами или с контролерами в автобусе. Но существуют и такие профессионалы, с которыми чем раньше познакомишься, тем тебе же лучше. К числу волшебников, способных в корне изменить человеческую судьбу, сделать ее куда успешнее и счастливее, относятся и логопеды. Ведь уже давно доказано, что на борьбу с дефектами речи, с которыми ребенок справляется относительно безболезненно, взрослый может потратить уйму времени, сил и денег. И крайне мала вероятность того, что он выйдет из этой неравной битвы победителем.

Дети рассыпаются по спортзалу как горох. Лица сосредоточены, как перед самым главным в их жизни спецзаданием. Впрочем, серьезности этой хватает ненадолго: как только в руках у них оказываются края огромного разноцветного «парашюта», а воспитатель дает команду, юные «спортсмены», чьи номера были названы, с диким визгом прячутся под ярким куполом.

– Это упражнение на координацию движений и внимательность, – объясняет Галина Аркадьевна Стародубцева, наша гостеприимная хозяйка, заведующая московским детским садом № 1196. – Воспитатель по физкультуре сама разрабатывает эти комплексы, придумывает всевозможные веселые конкурсы и эстафеты, где главное – не столько скорость, сколько внимательность. Ведь речевые центры соседствуют в коре головного мозга с центрами двигательными, так что четкая, внятная речь напрямую зависит от координации движений.

У Галины Аркадьевны нынче много хлопот. Не за горами весенний юбилей: детскому саду компенсирующего вида для ребят с нарушением речи № 1196, в просторечии – логопедическому, этой весной исполняется 25 лет. Его первые выпускники сегодня уже сами водят сюда своих отпрысков.

В отличие от коррекционных школ логопедические детские сады пользуются бешеной, но при этом вполне объяснимой популярностью: воспитанникам тут исправляют и незначительные, и очень серьезные недостатки речи, при этом прекрасно готовят детей к школе. И не к коррекционной или, упаси Бог, спецшколе, а к самой обычной, для здоровых, нормальных детей. Так что еще неизвестно, кого ждет более «звездная» карьера в первом классе – выпускников обычного садика или здешних питомцев, прошедших серьезный учебный путь вместе с педагогом-логопедом.

Впрочем, «звездной славы» здешним обитателям хватает уже и сегодня. Галина Аркадьевна не без гордости говорит о том, что ее дети – первые спортсмены и в микрорайоне, и в родном Западном округе. Без победы ни с одних соревнований не возвращаются. И это при том, что дети с нарушениями речи, как правило, не могут похвастаться особыми физическими талантами и способностями, если у них даже координация движения обычно нарушена.

Впрочем, этот парадокс – спортивные победы неспортивных детей – Галина Аркадьевна объясняет просто:

– Никакого волшебства – всего лишь продуманная планомерная система. Наше окружное управление дало мне возможность взять в штат на 0,4 ставки врача-психоневролога и на такую же ставку врача ЛФК. Какое-то время содержала этих специалистов из фонда экономии, потому что понимала – без них в нашей работе не обойтись. Врач-психоневролог консультирует детей, следит за динамикой, врач ЛФК координирует работу массажистов и воспитателей по физкультуре. И когда все работают на одну большую цель, без победы не обойтись. Собственно, само наше существование доказывает, что самый обычный – не ведомственный, не министерский, а микрорайонный детский сад способен делать большую работу. Было бы желание. А у нас оно огромное. И пусть через много лет наши дети уже и забудут думать о нас, но мы-то в них останемся, в их чистой, красивой, правильной речи будут слышны и наши голоса…

Система здесь действительно во всем, и не в последнюю очередь в работе с близлежащими школами, куда однажды осенью уйдут сегодняшние питомцы. Они проводят совместные педсоветы, постоянно сверяют программы и методы работы, чтобы не было большой разницы между тем, к чему готовят одни и что на деле требуют другие.

В саду девять групп, и все специализированные. Каждой положены два воспитателя и логопед. Штат большой и, по закону жанра, без «текучки кадров» не обойтись.

– Ничего подобного! Я вообще не знаю, что такое дефицит кадров. Восемнадцать воспитателей, логопеды, музыкальные работники, воспитатели по физкультуре, психологи – все тут и все работают. Ну, во-первых, дело в семейных традициях: многие наши логопеды – дети тех логопедов-«первопроходцев», что начинали наш детский сад 25 лет назад. А главное – мой совет руководителю любого уровня: не запрещайте своим людям учиться, и они никуда от вас не сбегут.

Вот поступают ко мне помощники воспитателей, у них маленькие дети, так что поначалу они, естественно, в этой работе заинтересованы. А потом я посылаю их в педагогический колледж – там они подкрепляют свой практический опыт теоретическими знаниями и все, их судьба решена, они остаются с нами. А воспитателей отправляю в педуниверситет, расти дальше, учиться на логопедов. Эта молодежь – они моя гордость и опора, потому что держат серьезную планку.

Но, к сожалению, весь титанический труд логопедов и воспитателей может пропасть даром, если в борьбе за чистоту речи не заинтересованы мамы и папы. Звучит страшно, но честно: если родителям лень заниматься с ребенком, ежедневно проговаривать те задания, что дал логопед, ни о каких больших успехах речь идти не может. Потому что любое самое идеальное и методически выверенное образование бессильно против равнодушия семьи. Какие же «тревожные звоночки» должны насторожить родителей в собственном ребенке, чтобы, отбросив все дела, они поспешили на консультацию к логопеду?

– Любые осложнения при родах могут сказаться на развитии, в том числе и речевом. Самое распространенное – гипоксия, кислородное голодание. Это первый сигнал, на который никогда нельзя закрывать глаза. Есть и очевидные признаки – к трем годам у ребенка все еще «каша во рту», он путает слоги, меняя их местами, неправильно употребляет предлоги, множественное число, не чувствует разницы между, например, прошедшим и будущим временем, не отличает мужской род от женского или среднего. Или не различает цвета. Должны насторожить и физиологические нарушения, например, обильное слюнотечение. А уж если все это в комплексе, то, уважаемые родители, не медлите ни минуты, иначе вы сильно рискуете будущим своего ребенка. Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него не все сразу получается, ни в коем случае не передразнивайте. Он может замкнуться, и тогда достучаться до него будет ой как сложно. Если малыш, к примеру, заикается, и вы не всегда понимаете, что он говорит, не переспрашивайте, учитесь рассчитывать на собственную интуицию. Спокойный, уверенный родитель – лекарь не хуже самого профессионального логопеда.

Кстати

Знаменитый психолог Владимир Леви в своей не менее знаменитой книге «Нестандартный ребенок» советует родителям, чьи дети заикаются или имеют какие-то другие дефекты речи, не забывать время от времени, как бы между прочим, замечать, что малыш говорит уже лучше, четче, свободнее. Причем делать это нужно как раз тогда, когда видимых улучшений на самом деле нет или речь стала хуже. Когда дело идет на поправку, лучше не обращать на это внимания, не хвалить – может подействовать парадоксально.

Это интересно

По данным Всемирной ассоциации здравоохранения, 3% жителей нашей планеты страдают различными речевыми расстройствами – заиканием, картавостью, гнусавостью. Заиками были Демосфен, Чарлз Дарвин, Уинстон Черчилль и даже Мэрилин Монро.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте