Недавняя трагедия в столице Нигерии Лагосе потрясла мир. Обрушилось трехэтажное здание. На первом этаже располагалась школа. Под завалами остались более сотни детей и взрослых. Пока пишутся эти строки, спасатели обнаружили тела 18 детей. Шестерых малышей удалось спасти. Они получили травмы различной тяжести.
Обрушение школ в последнее время стало черной приметой времени. Причем не только в странах третьего мира, но и в экономически развитых.
Вспомним недавний случай в американском Миннеаполисе (штат Миннесота), где после взрыва бытового газа обрушилось здание школы. Погибли два человека. В больницы попали еще девять детей. Благо были каникулы. В противном случае жертв было бы больше.
В городе Лакхнау на севере Индии под обломками родной школы погибли 18 детей. Жизни еще шестерых учеников спасли врачи. Эту школу обрушили проливные дожди. Страшный оползень накрыл здание. Не выдержали опоры, и здание сложилось, как карточный домик. Дело довершил камнепад, насквозь прошивший крышу.
Тот же оползень разрушил школу в горном поселке Капкот в индийском штате Уттаракханд. Под завалами оказались 24 ребенка от 6 до 13 лет. Родственникам погибших выделили сумму в размере 50 тысяч индийских рупий (примерно 1,2 тысячи долларов США), но кому от этого легче?!
Тропические ливни и наводнение стали причиной обрушения школы в индонезийской провинции Северная Суматра. Погибли 20 школьников.
Черный список продолжают трагедии в «городе мечты» Рио-де-Жанейро. Обрушилось здание частной евангелической школы, где шли ремонтные работы. Занятия в ней были строго запрещены, но администрация школы проигнорировала запрет. Погибли два ребенка. Еще семеро получили увечья. Здание школы было настолько ветхим, что развалилось после того, как над ним пролетел военный самолет бразильских военно-воздушных сил. Воздушная волна сдула школу, как ветер – газету.
И в бразильском штате Минас-Жерайс похожая трагедия. Сильные дожди подмыли и обрушили стену школы. Хорошо, был воскресный вечер, школа была пуста. Но погибла семья, проходившая мимо школьного здания, – дедушка, мать и дочь.
К чему я привел эту печальную цепь примеров? Все чаще школы попадают в зону риска из-за того, что чиновники, проектировщики, строители не соблюдают элементарных норм и правил, прописанных в специальных документах международных конвенций в области образования. Запрещено, например, строить школы у подножия гор, рискуя стать жертвой ливней, оползней, снежных лавин; вблизи военных и промышленных объектов, аэропортов, линий электропередачи (ЛЭП), инфекционных больниц, железнодорожного полотна, автомобильных магистралей…
В некоторых странах Латинской Америки, на Черном континенте, в Индии, Индонезии, на Филиппинах… при проектировании и строительстве школ нередко отступают от технических норм, а то и вовсе их игнорируют.
Вот пример. В школу, построенную неподалеку от частного аэропорта в пригороде столицы Филиппин Багио, врезался легкомоторный самолет. Пилот не дотянул до взлетно-посадочной полосы метров триста. Погибли 13 человек. После падения самолет загорелся. Пожаром охватило здание школы и дома поблизости. К великому счастью, никого не оказалось на спортивной площадке возле школы, которая обычно была переполнена детьми.
Сплошь и рядом нарушаются правила эксплуатации учебных заведений. Например, администрация школы часть здания сдает в аренду коммерческим структурам. А «гости» размещают на арендованной территории склад горючих материалов, как это было в одной из колумбийских школ. И это еще цветочки!
Настоящей зоной риска, а то и смертельной полосой препятствий становится дорога в школу и обратно. Средства массовой информации всего мира обошли снимки, как добираются в школу, например, индонезийские дети деревни Бату Бусук на Суматре. Они балансируют над бурлящей рекой на металлическом тросе, как бесстрашный канатоходец под куполом цирка, держась руками за другой параллельный трос – над головой. После этого испытания школьники еще 10 километров идут по джунглям до города Паданг.
Дети из деревень Суро и Племпунган, что на острове Ява, добираются в школу по… водопроводу. Мост через реку снес ливень. Идти в обход не менее двух часов, а водопровод заметно сокращает путь.
Школьники из филиппинской деревни Ризал добираются в школу по реке. Но не в лодках или легкокрылых катерах, а на автомобильных камерах. Причина та же – власти затягивают со строительством моста через реку.
Мальчишки из вьетнамской деревни Тронг-Хоа и вовсе спешат на уроки вплавь. Учебники и одежда – в полиэтиленовых мешках над головой. Глубина реки достигает 20 метров. Переплыл. Переоделся и – на первый урок. Опаздывать нельзя.
Смертельно рискуют дети из китайской деревни Чжаоцзюнь. Они взбираются в поселок, где расположен их храм знаний, по самодельной бамбуковой лестнице. Лестница коварно вибрирует. Вниз смотреть нельзя. Два часа «урока скалолазания» по вертикальной скальной стене в 800 метров. Кого-то из детей страхуют родители, привязывая к себе веревкой или ремнем, но большинство детей остаются один на один с высотой – играют со смертью.
Мальчишкам и девчонкам из китайской деревни Декун чуть проще. Они добираются в школу в лязгающей металлической клетке по самодельной канатной дороге, проложенной над пропастью. Так быстрее. В обход понадобилось бы часов пять…
В индийском штате Кераль и в индонезийской деревне Пангурун дети плывут на уроки в лодках. В Мьянме можно встретить школьника, оседлавшего быка…
Путь к знаниям тернист и часто опасен для жизни. И взрослые не спешат сделать его безопасным.
Комментарии