В марте 2006 года коллегия Департамента образования утвердила Программу интеграции детей зарубежных мигрантов в образовательную среду Москвы. При ее разработке были учтены цели и задачи Концепции регулирования миграционных процессов в РФ, положения среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная», Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2006-2010 годы, а также международного проекта Департамента образования и Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ, в рамках которого были апробированы различные подходы, методики адаптации и интеграции учащихся-мигрантов разного возраста и уровня подготовки.
В ходе реализации программы в сентябре 2006 года были открыты 10 «Школ русского языка» – по одной в каждом округе, утверждены Положение о такой школе, штатное расписание, учебный план, в каждом округе определены специалисты, отвечающие за работу в данном направлении. Организационно-методическое сопровождение и координация деятельности «Школ русского языка» были поручены Центру международных образовательных программ МИОО, для этого в центре был создан дополнительный отдел. Поддержку в создании и работе «Школ русского языка» оказывает Общественный научно-методический координационный совет по интеграции зарубежных мигрантов, в состав которого входят представители Департамента образования, Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы, московских отделений ЮНЕСКО и УВКБ ООН, ректоры МГППУ и Института русского языка имени А.С.Пушкина, ученые и специалисты вузов и организаций города.
Владимир ЗАХАРОВ, директор Центра международных образовательных программ Московского института открытого образования:
– Как известно, во многих европейских странах (Германии, Голландии, Швеции и других) детей мигрантов не принимают в массовую школу без прохождения предварительного курса и получения соответствующего сертификата. Но ни одна страна Европы не имеет сегодня такого потока мигрантов, как Россия и, в частности, Москва. Миграционная нагрузка на образовательную систему столицы постоянно возрастает, сегодня в столичных школах обучаются более 30 тысяч детей зарубежных мигрантов, и их количество постоянно увеличивается. Миграционный поток в Москву формируется в основном за счет трудовых мигрантов. Большой процент учеников «Школ русского языка» составляют выходцы из Средней Азии и таких стран дальнего зарубежья, как Вьетнам, Китай и Афганистан. Для детей из таких семей характерно слабое знание или незнание русского языка, отсутствие достаточных знаний об основах российского законодательства, культуры, истории, традиций, норм поведения в быту, которые необходимы для их социализации. Потребности этих детей в изучении русского языка и адаптации к московской социокультурной среде не могут быть удовлетворены силами школ с этнокультурным компонентом образования и «бюджетными» двумя часами дополнительных занятий русским языком в неделю. К тому же направление таких детей в класс одновременно с теми детьми, которые знают русский язык и готовы к усвоению учебного материала, оказывает отрицательное влияние на качество образования как детей коренных москвичей, так и детей мигрантов, вызывает недовольство родителей и педагогов, способствует проявлениям ксенофобских и радикально-националистических настроений.
Поэтому организация «Школ русского языка» потребовала проведения собеседований-консультаций со специалистами окружных управлений образования и руководителями школ по всем аспектам их деятельности, создания на базе Центра международных образовательных программ постоянно действующего научно-методического семинара для административно-педагогического состава школ, обучения без отрыва от работы педагогов «Школ русского языка» в МИОО на курсах переподготовки и повышения квалификации «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного». В декабре 2006 года совместно с кафедрой этнопсихологии Московского городского психолого-педагогического университета и научно-практическим центром психологической помощи «Гратис» был проведен двухдневный семинар, посвященный психологическим особенностям работы с учащимися из числа зарубежных мигрантов. В 2007 году кафедра этнопсихологии МГППУ организует курсы повышения квалификации для психологов «Школ русского языка».
Сегодня уже можно сказать, что на первом этапе в деятельности «Школ русского языка» было немало трудностей.
Во-первых, трудно проходил процесс формирования школьных коллективов: не все директора общеобразовательных учреждений были готовы расстаться со своими учениками, даже с теми, кто не владел русским языком. Кроме того, многие учащиеся – дети мигрантов – в силу специфики деятельности своих родителей пришли в школы уже после начала учебного года.
Во-вторых, сразу возникли сложности с оформлением первичных медицинских документов.
В-третьих, работа в первом полугодии нынешнего учебного года показала, что практически все учащиеся «Школ русского языка» нуждаются в постоянном патронате психологов и логопедов.
Одной из самых сложных проблем стало отсутствие единого подхода к финансированию и проведению тарификации «Школ русского языка» как структурных подразделений общеобразовательных учреждений.
Но несмотря на все сложности, «Школы русского языка» уже полгода работают в экспериментальном режиме, и, по данным на 1 января 2007 года, в них учатся чуть более 200 детей (хотя могут принять до 700) разного возраста и разного уровня подготовки. Причем работают школы на базе учреждений двух типов – обычных общеобразовательных и вечерних школ.
Каждый округ столицы нашел свои формы работы с детьми-мигрантами. В Восточном, Юго-Западном и Северо-Восточном округах большую роль в процессе интеграции детей-мигрантов играет система дополнительного образования. Западный округ пошел по пути создания «Школы русского языка» на базе образовательного учреждения с русским этнокультурным компонентом образования, что позволяет более эффективно приобщать детей-мигрантов к российской культуре и истории. Интересен опыт Северного и Юго-Восточного округов по обучению детей в возрасте 15-17 лет в «Школах русского языка» на базе вечерних сменных школ, кроме того, в Юго-Восточном округе был оптимально организован набор учащихся в «Школы русского языка», в которых учатся сейчас более 50 человек. В Центральном окружном управлении образования создан консультационный пункт для родителей детей-мигрантов. В Северо-Западном округе все учащиеся «Школы русского языка» прошли психологическую диагностику и находятся под наблюдением в центре медико-психологического сопровождения «Мир». В Зеленограде хорошо поставлена индивидуальная работа с каждым ребенком и с каждой семьей. Окружные управления образования и образовательные учреждения, в которых созданы «Школы русского языка», расценивают свою работу по выполнению программы интеграции детей зарубежных мигрантов как одно из важнейших направлений деятельности. Эта работа имеет активное информационное сопровождение. В начале учебного года СМИ и кабельное телевидение анонсировали деятельность «Школ русского языка», их внеклассные мероприятия, вовлечение родителей в образовательный процесс. Репортажи о деятельности «Школ русского языка» в Юго-Восточном, Восточном, Центральном, Северо-Западном округах были подготовлены телеканалами «Россия», ТВЦ, НТВ.
Предварительный анализ первых результатов деятельности «Школ русского языка» показывает, что апробируемый подход, во-первых, один из способов повышения доступности и качества образования в столичных школах как для детей, родившихся в Москве, так и для приехавших в столицу в последние годы. Дети, слабо или совсем не владеющие русским языком, должны перед тем, как идти в массовую школу, пройти годичную подготовку в «Школах русского языка». Во-вторых, целевое психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в таких школах не только готовит детей к обучению и жизни в условиях Москвы, но и формирует у них чувство уверенности к себе, самоуважения и в конечном итоге снимает состояние агрессивности по отношению к сверстникам и педагогам, снижая общий уровень конфликтности в школьной среде.
Развитие миграционной ситуации в столице подтверждает правильность решений и практической деятельности Департамента образования и окружных управлений образования по интеграции детей-мигрантов в московскую образовательную систему. Положительная оценка созданию и работе «Школ русского языка» дана комиссиями по науке и образованию, национальным отношениям Московской городской Думы, Общественным советом по правам человека при правительстве Москвы, рабочей группой по образованию Межнационального консультативного совета при правительстве Москвы.
Альберт ПОЛЛЕ, начальник Юго-Восточного окружного управления образования:
– Юго-Восток – один из тех округов столицы, где проживает наибольшее количество зарубежных мигрантов. В общеобразовательных учреждениях учебного округа обучаются свыше 4 тысяч таких детей, в том числе из стран дальнего зарубежья (Афганистан, Сомали, Кения, Иран, Корея, Ангола, Болгария, Сербия и так далее) более 150 детей и около 3900 – из стран СНГ и Балтии. Наибольшее их число из Азербайджана, Армении, Украины и Молдовы.
Значительное количество детей-мигрантов, не владеющих или слабо владеющих русским языком, существенно затрудняло процесс их качественного обучения. С появлением этой проблемы и в соответствии с приказом Департамента образования в округе были открыты группы для изучения русского языка как иностранного (неродного). В течение последних трех лет организована работа 70 таких групп. Наибольшая их концентрация была в районах Рязанском, Марьине, Нижегородском, Кузьминках, Люблине, где проживает значительное количество зарубежных мигрантов. В соответствии с трехсторонним соглашением между Департаментом образования, Управлением верховного комиссара по делам беженцев ООН и центром межнационального образования «Этносфера» школа №476 в настоящее время реализует проект по обучению, социопсихологической и культурно-языковой адаптации детей-мигрантов. Должен отметить, что проводимая работа, на наш взгляд, дала положительные результаты.
Решение Департамента образования об открытии в каждом округе «Школы русского языка» было воспринято нашим округом как положительное явление. При создании такой школы мы стремились использовать тот положительный опыт работы с детьми зарубежных мигрантов, который к тому времени был накоплен. Мы понимали, что важное значение при организации такого подразделения имеют факторы внутришкольной, психологически безопасной среды, готовность педагогического коллектива к работе с этими детьми и их родителями, здоровый морально-психологический климат в детском коллективе. Именно поэтому учебный округ остановил свой выбор на школе №476, которая уже не один год работала с такими детьми, тем более что здесь сложились деловые партнерские отношения с представительством верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации и центром межнационального образования «Этносфера».
Вторую школу русского языка мы открыли на базе вечерней сменной школы №185, которая стала центром социокультурной адаптации взрослых мигрантов от 16 до 30 лет.
Что же представляют собой наши школы русского языка?
В школе №476 организованы и работают три группы детей от 6 до 16 лет в количестве 35 человек. Состав учащихся многонационален, он представлен 10 национальностями (азербайджанцы – 7, киргизы – 7, молдаване, грузины, армяне, узбеки, таджики, бразильцы, китайцы) – 25 мальчиков и 10 девочек.
Все дети проживают в нашем округе. В процессе «входного» тестирования в начале года определены два уровня владения русским (государственным) языком принятых в школу учащихся:
1-й уровень – нулевой (не владеющие языком),
2-й уровень – средний (слабо владеющие языком).
Что касается уровня общеобразовательной подготовки учащихся школы №476, то он колеблется от нулевого до 6-го класса.
В вечерней (сменной) школе №185 обучаются 19 взрослых мигрантов, в составе учащихся преобладают юноши из Сомали. Все они находятся на территории РФ одни, без родителей и друзей, что еще больше затрудняет их социокультурную адаптацию к условиям столичного мегаполиса. Именно этим фактором обусловлена их высокая мотивация к изучению русского языка и получению в дальнейшем профессионального образования.
Обе школы полностью укомплектованы кадрами, налажено психолого-логопедическое обеспечение, все педагоги регулярно посещают курсы переподготовки в Московском институте открытого образования: «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного» или же их закончили.
Учебный процесс в школах русского языка организован в соответствии с рекомендованным учебным планом, разработанным в рамках реализации программы «Интеграция детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их социокультурная адаптация к условиям столичного мегаполиса». Обучение ведется в группах и строится в соответствии с культурно-языковыми и социально-психологическими особенностями учащихся. Учебно-методическое обеспечение должно быть сформировано с учетом возраста обучающихся и знания ими русского языка.
Важным моментом в работе школ русского языка стала организация дополнительного образования. Так, все учащиеся школы №476 имеют возможность посещать спортивные секции аэробики, общей физической подготовки, бадминтона, занимаются в хоре, студии изобразительного искусства, танцуют, посещают районную библиотеку, где имеются видеозал, компьютерный, тренажерный и лекционный залы. Ученики школы русского языка имеют возможность продолжить образование на родном языке, – в школе организованы факультативные курсы для изучения грузинского, армянского, узбекского, таджикского, азербайджанского языков, здесь изучаются культура и традиции народов тех стран, откуда прибыли учащиеся.
Несомненно, незабываемое впечатление на ребят произвели экскурсии на Красную площадь, в Манеж, знакомство с Большим театром. Ученики старших классов взяли под свою негласную опеку детей из русской школы. Вместе с ними они на уроках физкультуры, музыки, изо, в хоре и на спортивных соревнованиях, на занятиях в клубе интернациональной дружбы, вместе с ними они участвовали в концертной программе, посвященной 65-летию Победы под Москвой.
Несмотря на многонациональный состав учащихся школ русского языка, никаких конфликтов на межнациональной почве не было и нет. Напротив, за время обучения между учащимися сложились отношения взаимопомощи и поддержки как в школе, так и за ее пределами.
Вся воспитательная работа школ русского языка направлена на формирование у учащихся знаний культуры и истории, традиций и норм поведения в быту, уважения к традициям страны проживания, что способствует их адаптации в столичном мегаполисе.
В конце 2-й четверти было проведено промежуточное тестирование учащихся, оно показало, что ученики постепенно продвигаются в изучении русского языка, что прогресс налицо. Итоги работы в первом полугодии нынешнего учебного года были подведены на заседаниях педагогических советов. Выступление директора 476-й школы Нины Русановой с рассказом об опыте работы русской школы на городском семинаре по толерантному воспитанию, в котором приняли участие директора русских школ из 26 стран, вызвало большой интерес.
Решение о создании окружных школ русского языка, на мой взгляд, было своевременным и правильным. Однако в процессе комплектования школ, их работы высветились и проблемы, которые необходимо решать. Думаю, важно начинать работу с детьми-мигрантами еще в детском саду, их у нас много, для этого необходимо разработать соответствующие программы. С 1 сентября 2007 года мы планируем открытие группы для детей-мигрантов дошкольного возраста на базе детского сада №1118.
Нормативная база таких школ должна быть прописана более внятно и однозначно с определением того, какова должна быть нормативная наполняемость группы, каким должно быть финансирование в связи с текучестью контингента. Нам нужно знать, закрывать ли группу, если наполняемость меньше нормы, или осуществлять оплату в соответствии с фактической наполняемостью.
Вообще нужно предусмотреть на уровне города финансовое обеспечение этого проекта.
Еще одна проблема – отсутствие у многих учащихся необходимых медицинских документов, и тут важно решить на уровне города вопрос о медицинском обслуживании детей-мигрантов.
Мы видим, что необходима и целенаправленная работа с родителями-мигрантами. В округе мы планируем создать консультативный отдел по правовым вопросам для таких родителей в психолого-медико-социальном центре. Но, думаю, такой отдел нужно сделать и на уровне города, потому что наших знаний может не хватить.
Сегодня мы задумываемся над тем, каким должен быть механизм перевода этих детей в образовательные учреждения округа, какие при этом должны быть рекомендации для работы с ними. Первый опыт убеждает нас в том, что в дальнейшем этих детей хотя бы в течение года должны сопровождать учителя-логопеды.
2007 год объявлен не только Годом ребенка, но и Годом русского языка. Эти два направления заставляют нас значительно активизировать работу по реализации программы «Москва – наш общий дом», в этом доме должно быть комфортно всем, в нем живущим.
Виктор КИЧАТОВ, начальник Северного окружного управления образования:
– В Примерном положении как цель работы школ русского языка прописана интеграция детей-мигрантов в московскую среду. Но в этой части в никакую московскую среду они не интегрируются, поскольку не находятся среди русскоязычных сверстников. Учебные планы, по сути, не в полной мере реализуются, целостность программ обучения детей-мигрантов в школах русского языка не обеспечивается из-за нестабильного экономического положения их родителей. Это положение влияет на постоянное изменение контингента учащихся. Родитель приехал в Москву с дынями, продал их на рынке к ноябрю и уехал. И все – контингент школы уменьшился с учетом того, что ребенок уехал вместе с родителями. Одни уехали, приехали другие, допустим, продавать абрикосы. Уже с учетом того, что три месяца учебного года прошло после того, как началась реализация программы, понятно: приехавший ребенок не может сразу включиться в учебу и догнать своих соучеников. Здесь много проблем. Требует корректировки сам учебный план, может быть, даже необходимо использовать больше курсы по риторике, по стилистике, по москвоведению, а не физкультуры, изо, хореографии, вокала и всего остального, что замечательно, но к русскому языку имеет весьма приблизительное отношение.
Мы обучаем в одной изолированной группе детей разных национальностей – таджиков, узбеков, иранцев, грузин. Все – в одном классе школы русского языка. Они действительно практически не владеют русским языком, но если в классе еще, скажем, и два ребенка-таджика, то они будут общаться друг с другом на родном языке, и нужной интеграции не произойдет.
Существующие учебно-методические и дидактические материалы предусматривают обучение русскому языку в течение года. Но самое главное, нет системы оценки учебы в школе русского языка, получается, что ребенок учится в такой школе и теряет год школьного времени, а терять год никто не хочет, поэтому дети мигрантов в школы русского языка идут неохотно. Родители думают, что в обычной школе их дети адаптируются к социокультурной среде быстрее и успешнее, чем в школе русского языка. Мне кажется, в связи с этим, что успешнее такие школы смогут работать в системе дополнительного образования. Все равно в каждой московской школе есть дети-мигранты, и там создают группы по изучению русского языка для тех из них, кто слабо владеет русским языком. У нас в округе, например, таких детей около четырех тысяч. При организации таких групп в школах удается решать все вопросы, в том числе и вопросы финансирования. В рамках таких групп система допобразования дает возможность детям заниматься и танцами, и вокалом, и изо, и москвоведением, и всем остальным, что помогает им овладевать русским языком.
Первоначальный опыт работы школы русского языка показывает, что данная форма обучения учащихся, слабо владеющих русским языком, как образовательная услуга востребована мало. Если форма экстернатного обучения действительно востребована и приходится в какой-то мере даже сдерживать поток желающих воспользоваться ею, то сегодня в «Школу русского языка» мы смогли набрать всего 14 человек.
Может быть, имеет смысл создать в Москве единую «Школу русского языка», и если родители хотят обучить своих детей русскому языку, пусть отдают детей в такую школу. На мой взгляд, создание таких школ в округах не оправдано.
Валентина КОБОЗЕВА, начальник Северо-Восточного окружного управления образования:
– В Европе изучение иностранного языка взрослым или ребенком предполагает существование единой базы, где они получают первоначальные навыки владения языком, поскольку они пребывают в том или ином государстве. Получив навыки, взрослые и дети идут туда, куда им нужно идти, – на работу или на учебу. Мы же сейчас пытаемся переломить нашу систему и потратить государственные деньги на то, на что, возможно, не должны их тратить. Да, дети-мигранты должны изучать русский язык, но пока никто в городе не думает о финансовых вопросах этой работы. Это неправильно.
Владимир РАЗДИН, заместитель руководителя Департамента образования:
– Если человек приехал в возрасте 14 лет в Россию, то когда он будет нагонять своих сверстников по литературе, истории, географии, физике, химии и другим предметам? А будучи зачислен в школу, он через два года должен будет проходить итоговую аттестацию. С чем он придет к ней?
Виктор КРУГЛЯКОВ, начальник Восточного окружного управления образования:
– Как только программа «Школ русского языка» будет бюджетной, у нас количество таких детей в школах вырастет в несколько раз, дети будут ходить туда бесплатно. Просто так сказать, что мы берем на себя обучение этих детей за свой счет, нельзя. Да, семьи сложные, да, к детям нужно относиться как детям-сиротам по финансовым нормативам содержания, но тут нужно и утверждение финансового содержания на эти цели на уровне города.
Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования:
– В нашем округе в школе русского языка учатся дети – узбеки, афганцы, таджики. Родители детей-мигрантов не хотят платить ни за что. Когда мы проводим экскурсии для детей, родители платить не хотят, и мы подсаживаем первоклассников в те автобусы, которые оплачены родителями детей русских классов. Школьно-письменные принадлежности родители-мигранты тоже покупать не хотят. Пока детишек мало, мы обходимся своими силами, что называется, с миру по нитке сбрасываемся. Эти классы работают в режиме полного дня, несмотря на то, что сама школа в таком режиме не работает. Дети имеют право, как первоклассники, на бесплатный завтрак, но мы должны взять с них деньги за обед и за полдник. Сейчас пока маленькие детки, маленькие и проблемы. А в принципе нужно что-то решать на будущее. Многое делается за счет учителей. Мы то на поездки в регионы, то на покупку канцтоваров, то еще на что-то, что не имеет финансирования, выписываем учителям материальную помощь и решаем за счет этого многие вопросы, но нельзя и дальше делать все за счет учителей.
Василий ЛИСОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования:
– Мне кажется, что первый шаг мы сделали, и тот ком проблем, который постоянно нарастает, в недалеком будущем станет еще больше, если мы концептуально не определимся с тем, что такое «Школа русского языка» для детей-мигрантов. Второе – все эти проблемы не под силу самостоятельно решить одному лишь Департаменту образования, потому что это требует решения многих проблем миграционной, международной и другой политики нашего государства, финансовых затрат, а поэтому все должно выходить на уровень, как минимум, распоряжения правительства Москвы.
Тут мы просто обязаны опираться на международный опыт. У меня, например, был в жизни эпизод, когда мои дети (сын в третьем классе, дочь – чуть постарше) пытались учиться за рубежом, и никто ни у кого не спрашивал, могут они учиться или не могут. Понятно, что надо было обучаться или на английском, или на французском языках, что языки нужно знать. Вся система обучения этим языкам была платной и хорошо развитой. Если ты приехал в страну и не подпадаешь под категорию политических эмигрантов или беженцев, купил себе квартиру или дом, то не нужно тебе, обеспеченному человеку никаких бесплатных коврижек от государства, ты и твои дети сами вписываются в общую систему. Этот опыт, конечно, нельзя сбрасывать со счетов и нам. Нам нужно поработать и создать такую модель, которая была бы наиболее оптимальной для Москвы. А уж затем вынести этот проект на обсуждение, может быть, даже правительства Москвы. Тогда будут решены вопросы межотраслевого взаимодействия, финансирования и так далее.
Комментарии