Читатели «Учительской газеты-Москва» уже знают, что развитие системы подготовки квалифицированных рабочих в Москве идет в рамках городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования «Рабочие кадры. 2008-2010». Основной приоритет этой программы – повышение качества профессионального образования на основе радикального обновления материально-технической базы учреждений профессионального образования, а также достижение качественного уровня взаимодействия системы профессионального образования и работодателей.
В одном из номеров «УГ-Москва» довольно подробно мы рассказали о первых шагах по реализации программы «Рабочие кадры», о проведении конкурса в рамках нацпроекта «Образование», в котором участвовали все московские колледжи, в том числе и колледж сферы услуг №44. Надо сказать, что руководители колледжей вместе со своими педагогическими коллективами прошли нелегкий путь написания программ, ведь при этом нужно было на время стать и проектировщиками, и строителями, и экономистами, и энергетиками, и пожарными, и методистами, оценить и прописать перспективу развития колледжей, предусмотрев все шаги в разделах программы. С учетом особенностей своего учреждения авторы каждого проекта особо тщательно прописывали такие важные его части, как «Обеспечение материально-технической и ресурсной оснащенности», «Условия повышения качества профессиональной подготовки», «Организация воспитательной работы с обучающимися в плане пропаганды рабочего труда и профессиональной ориентации молодежи». Опытным консультантом в оформлении проектов стала главный специалист Департамента образования Ирина Яковлева.
Сегодня уже очевидно, что колледжу мало только придумать, написать и защитить программу. Теперь ее нужно четко, конструктивно и планомерно выполнять, сводя до минимума все погрешности, которые могут возникнуть в период реализации проекта. Ведь каждая такая погрешность может стоить немалых денег, труда и усилий.
Не случайно Департамент образования проводит совещания директоров колледжей для того, чтобы обсудить все проблемы выполнения программы «Рабочие кадры», поделиться опытом работы колледжей – победителей конкурса инновационных программ развития. На одном из последних совещаний, о котором уже подробно написала «УГ-Москва», состоялся острый и конструктивный разговор, все присутствующие имели возможность высказать свое мнение. Выступила и директор колледжа №44, заслуженный учитель России Наталья Плесенкова. Наталья Юрьевна говорила об очень важном аспекте деятельности – о взаимодействии колледжа со школами, ведь это направление работы предусматривает его программа инновационного развития.
Педагоги уже хорошо знают, что школа ориентирует детей на сферу будущей профессиональной деятельности, обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования, способствует установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Но преподавателям колледжа №44 очень хочется, чтобы ученики школы прошли своеобразные профессиональные пробы, поняли, к какому виду деятельности более всего готовы по своим способностям, возможностям, склонностям и интересам. Поэтому основными задачами взаимодействия колледжа №44 и школ преподаватели считают:
– обучение учащихся школ без отрыва от школьной парты азам профессии с последующей выдачей свидетельства или справки о получении профессии;
– подготовку учащихся к поступлению в колледж, а также в другие учебные заведения;
– развитие базового дополнительного образования;
– разработку, апробацию и внедрение в учебный процесс педагогических инновационных методик.
Колледж №44 уже имеет положительный опыт такого взаимодействия, тут считают, что обучение школьников рабочим профессиям без отрыва от школьной парты – тоже шаг в реализации московской программы «Рабочие кадры».
В рамках экспериментальной деятельности «Разработка и апробация структуры и содержания образовательной подготовки учащихся, овладевающих рабочими профессиями» коллектив колледжа разработал учебные планы и рабочие программы, основанные на компетенциях по таким профессиям, как повар, кондитер, пекарь, слесарь по ремонту автомобилей, востребованным на рынке труда. Обучение в ресурсном центре, оснащение которого уже проводится в соответствии с заявками проекта, – тоже реальный шаг по обучению школьников рабочим профессиям на базе колледжа. Проблемы качественного профессионального образования преподаватели этого профессионального учебного заведения не раз обсуждали и с руководителем Западного окружного управления образования Валентиной Бадил, и с директорами школ Западного округа. Недавно на базе колледжа №44 состоялся «круглый стол», в котором приняли участие главный специалист Департамента образования Надежда Журавлева, заместитель начальника Западного окружного управления образования Александра Ястребова, методист центра занятости «Кунцево» Ирина Ливинская, руководители школ и колледжей Западного округа. Разговор – серьезный и обстоятельный – шел об очень важных проблемах профориентации, профессионального образования школьников. С отчетным докладом о взаимном сотрудничестве колледжа №44 и школ с электронной презентацией по экспериментальной деятельности выступила заместитель директора по экспериментальной деятельности колледжа №44 Ольга Аштаева, подробно рассказав об опыте обучения рабочим профессиям школьников и совместной деятельности колледжа сферы услуг №44 и школ №389 (директор Лидия Утушкина), №659 (директор Анна Казначеева), Центра образования №1130 (директор Наталья Бушкина), школы №1117 (директор Галина Мещерякова), она привела примеры такого сотрудничества. Педагогические коллективы всех учебных заведений уверены, что решение проблем профессионального образования и 44-го, и других колледжей совместно со школами принесет свои положительные плоды в насыщении рынка труда рабочими профессиями, что чем раньше учащийся школы начнет осваивать азы профессии, тем увереннее будет складываться его дальнейшая профессиональная траектория в жизни.
Взаимодействие – одно из важных направлений деятельности колледжа. Не менее важна и работа с работодателями, для которых колледж, собственно, и готовит своих учащихся. Его инновационная образовательная программа предполагает развитие учебно-производственного ресурсного центра, работа которого будет направлена на совершенствование профессиональных образовательных программ при подготовке специалистов для индустрии питания. Оснащение ресурсного центра современным учебно-производственным оборудованием позволит создать систему подготовки кадров, адресованную различным категориям слушателей, в том числе и школьникам.
Понятно, что профессиональное образование сегодня не может существовать вне связи с реальным производством, поэтому при определении компетенций будущих рабочих и специалистов, при разработке учебных планов и программ в свете реализуемого проекта колледж и сотрудничает с широким кругом социальных партнеров: работодателями, предпринимателями, вузами, местными органами. Деловые встречи руководителей колледжа, базовых предприятий, школ, обсуждение планов подготовки, переподготовки специалистов индустрии питания, профильной подготовки и профессионального образования школьников на базе ресурсного центра, содержания учебного процесса и прохождения практики, полученных результатов образовательной деятельности, в том числе и экспериментальной, позволяют комплексно решать задачи реализации проекта по повышению качества образования.
Сегодня для города очень важно, чтобы все вместе образовательные учреждения решали проблему кадрового обеспечения предприятий и организаций, сформировав комплексную систему кадрового воспроизводства, а колледжи при этом занимали одну из ведущих позиций в этой системе, сделав ставку на повышение качества образования и формирование социально ориентированной личности, распространяя тот позитивный опыт, который удается накопить в работе.
Сегодня педагоги работают над сборником материалов о колледже №44, который так и называется «Программа для человека», в нем будет собрана вся информация и о передовом педагогическом опыте преподавателей, мастеров, и о том, какую карьеру могут сделать его выпускники, и о перспективе развития колледжа в свете городской целевой программы «Рабочие кадры. 2008-2010 годы». Ведь колледж серьезно нацелен на реализацию этой важной правительственной программы.
Комментарии