search
main
0

Школьный театр и режиссура образовательной среды

АКТ I

«…вышли, и сцена исчезла.  Много говорили. Все словами да словами.  Педагогическая промашка – все дергают несчастный этот сюжет и на всякий лад его пересказывают. Напоминание: запретить им болтать»

Из рабочего дневника

Речь пойдет сейчас не только о спектаклях театральной студии школы №1248, но и о том, что дает театральная педагогика педагогу. Мои последние профессиональные несколько лет прошли в тесной связи с театральной педагогикой и работой с детьми: был ли это профессиональный театр, галерея современного искусства или образовательное учреждение – некоторые пути, как говорится, неисповедимы. Работа педагогом всегда была моей тихой мечтой, в которой я долгое время не признавался даже самому себе. И театр в этом сыграл не последнюю роль, окончательно укрепившись во мне в качестве своей прикладной стороны – работы с людьми.

Одна из основных задач театральной педагогики – формирование гармоничной, творческой личности путем раскрытия ее творческого потенциала

Сейчас я работаю в московской школе, и для меня театральная педагогика стала педагогикой непосредственности, особо остро чувствуемой «живости». Школьный театр позволяет мне как педагогу видеть то, что пока еще сокрыто, наблюдать за тонкими процессами пробуждения и становления личности. И тем самым пробуждает стремление постараться как можно четче увидеть красоту повседнев- ной жизни, которую, взрослея, замечаешь реже и реже. Я благодарен своим студийцам, всем нашим вторникам и пятницам за поиски метафор и изобретение языка для них и с ними.

Театральная педагогика – это междисциплинарное практическое направление в современной психологии и педагогике, появление которого связано с рядом социокультурных и образовательных факторов. Как дисциплина она имеет прямое отношение к проблеме интеграции искусств не только в образовательную систему, но и в систему человеческих отношений. Важно понимать, что театральная педагогика не является попыткой подражания профессиональному театру, скорее ее принципы во многом схожи с культуротворческими. И театр здесь ценен в той мере, в которой он может быть приложен к предмету изучения педагогики, а именно воспитанию.

 

АКТ II

Сегодня потенциал школьного театра активно используется в качестве эффективного инструмента в воспитательной и социализирующей работе. Способствует этому прежде всего синтетическая природа театра – синтез из актерского, режиссерского мастерства, живописи, музыки, хореографии и т. д., которые развивают у детей разные качества, навыки и характеристики. Именно театр позволяет всем участникам спектакля, и зрителям, и актерам, приобрести тот жизненный опыт, который, возможно, еще не был пережит или который не представляется возможным пережить этим участникам. Методы театральной педагогики актуализируют и систематизирует весь накопленный ребенком опыт, помогая ему разобраться с путаницей социальных ролей и обрести цельную идентичность.

Например, в работе с подростками театральная педагогика ориентируется прежде всего на благоприятный процесс социализации и взросления ребят, а также на развитие их внутреннего потенциала. Происходит это путем формирования развивающей творческой среды, которая обеспечивает «горизонтальный» тип социальных связей: уважение, отсутствие иерархии «экспертности» в понимании жизни, право быть услышанным, право быть автором своих действий и решений. Немаловажным фактором является стимуляция творческой активности, которая, во-первых, обогащает опыт общения подростков (общение как ведущий вид деятельности для данной возрастной категории), во-вторых, дает им возможность осознания своей индивидуальности во взаимодействии с другими людьми и своих возможностей в мире. Участие в театральном процессе способствует самопознанию и расширению границ в понимании устройства мира.

 

АКТ III

«…ну, как-то действия мало, Никита Владимирович!»

После совместного просмотра «Дяди Вани» А.П.Чехова

Наша театральная студия называется символично – «Переход». Под занятия мы приспособили наш школьный актовый зал, который на момент начала работы студии совсем не отвечал тем задачам, которые я как педагог себе ставил. Например, обилие окон не позволяет в достаточной степени затемнить помещение и сделать освещение действительно театральным и еще многое другое. А я ведь планировал там делать с ребятами Чехова, Шварца, Шекспира! Но вот что произошло: в ходе занятий у нас сформировался тот особый вид команды, который одним своим присутствием преображает пространство. Тут как у Питера Брука: достаточно актера и зрителя, чтобы театр случился. Главное, чтобы было, что и кому сказать. Так содержание в очередной раз поддержало форму: наша небольшая команда научилась превращать скромный актовый зал нашей школы в пространство детского лагеря, похожее на мир из фильма «Сто дней после детства», или в болотистую местность из «А зори здесь тихие…» из нашего последнего спектакля.

К слову, последний спектакль принес много неожиданных педагогических радостей: мы сошлись с ребятами в том, что спектакль на зрителя мы прожили за десять минут, а не за сорок, которые он длился. В основе спектакля сочинения-размышления самих актеров-учеников о персонажах, об их Гале, Рите, старшине, Лизе, Соне, Жене. Одним словом: когда все закончилось перед зрителем, в душе у нас была светлая радость полноты и смысла. Это о включенности, кураже и возникшем на занятиях товариществе.

Как-то мы пошли нашей небольшой командой в Театр Вахтангова на Чехова. Уже после первого акта я почувствовал, что многие слова для них пока звучат понарошку. Это и к радости! Допускаю, что для каждого своя Соня в свое время говорит вот эти вот «Проживем длинный-длинный ряд дней, долгих вечеров…». И ведь, правда, проживаем.

 

ЭПИЛОГ

И еще раз о театре: школьный театр – удивительная вещь. Решаешь совсем другие задачи, отличные от театра профессионального. Театральная педагогика позволяет создавать во время занятий ситуацию психологического комфорта, то есть сформировать для детей такую среду («личный форум»), в которой каждый может обратиться к миру, быть услышанным и услышать других. А это, я считаю, очень важный навык в современном мире!

Никита Мищенко, театральный педагог, педагог-психолог школы №1248

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте