search
main
0

Школьный спорт. Как правильно его организовать?

Дефицит двигательной активности. Именно эта проблема в конечном итоге выливается в целый букет детских заболеваний. Чтобы ее исправить, выделяются средства для открытия новых стадионов, спорткомплексов, проводятся соревнования, спартакиады. Более того, в школах введён дополнительный час физкультуры. Однако заметных улучшений почему-то не наблюдается. Стадионы пустуют, тренажёрные залы могут посещать только обеспеченные люди, на третьем уроке в школе дети подметают территорию, при этом основная масса ребят, как и раньше, остаётся за бортом… В чём же дело? А дело, как всегда, в отсутствии комплексного, системного подхода.

Материальная база

Поскольку школы изначально не были предназначены для организации занятий в режиме “трёхурочной физкультуры”, в учреждениях элементарно не хватает площадей и спортивных снарядов для всех детей. Кроме того, материальная база устарела как материально, так и морально, причём моральный аспект этого устаревания почему-то упорно игнорируется. Например, детей вот уже которое десятилетие заставляют прыгать через коня и козла, хотя исторически эти снаряды способствовали подготовке кавалеристов, что сегодня совершенно не актуально. Но каждая школа обязана иметь козлов и коней, иначе её просто не лицензируют. И это несмотря на тот факт, что подобные снаряды используются лишь несколько уроков в год. Точно так же метание гранаты входило в курс подготовки гренадёров, что в эпоху современных методов ведения войны утрачивает свой смысл.

Выход очевиден: необходимо не только провести полный переучёт находящегося в массовых школах материально-технического оборудования, но и радикальным образом переосмыслить содержание. Если детей гораздо больше интересуют бадминтон и волейбол, чем занятия на бревне или брусьях, следует подходить к закупкам спортинвентаря с учётом пожеланий ребят. И, разумеется, вместо финансирования огромных спорткомплексов, до которых многим детям порой просто трудно добираться, следует направить средства на развитие площадок при школах, сооружении пристроек к спортзалам и т.д. Эти меры помогут охватить гораздо больше ребят, а также привлекут внимание к школе не только детей, но и взрослых. А это уже прямой выход на развитие массового спорта и семейно-оздоровительной деятельности в масштабах всей страны.

Кадры, их подготовка и поддержка

Естественно, что наличие новые площадей и возможность проводить на них спортивные мероприятия в течение всего дня, требуют также увеличения штата инструкторов и тренеров. Уже сейчас мы наблюдаем картину, когда учителя физкультуры, получив дополнительную нагрузку в виде ещё одного урока, просто не справляются с детьми, не могут их организовать и не способны за всеми уследить. Следовательно, речь идёт о выделении ставок для тех специалистов, которые могли бы выстроить грамотную систему спортивной работы, как на занятиях, так и в послеурочный период. При этом нужно особо отметить, что новые подходы требуют новых компетенций, ведь речь идёт об изменении самой концепции физкультурно-спортивной деятельности.

И здесь мы выходим на необходимость организации курсов подготовки и переподготовки специалистов, а также постоянной методической поддержки их деятельности. Учитывая международный опыт, стоит также сделать упор и на привлечение волонтёров, в том числе (а может быть – прежде всего) из числа бывших спортсменов. Это могло бы способствовать не только решению кадровой проблемы, но и передаче опыта.

Смена приоритетов

Говоря о новой концепции развития массового школьного спорта, важно вспомнить о “старой”, ныне существующей. Что мы видим на сегодняшний день? Из общего числа школьников учитель выделяет 10% спортивно развитых, на которых и делает упор в своей дальнейшей работе. Именно их он привлекает к соревнованиям, их достижениями гордится школа, на них делают ставку при организации спортивных праздников. При этом не стоит забывать, что именно эта “десятина” включает в себя ребят, которые и без учителя готовы сами качать мышцы, развивать выносливость, отрабатывать точность.

Ещё 10% составляют дети больные, которым занятия в определённых школьной программой рамках противопоказаны. С этой группой здоровья мало кому интересно заниматься, поэтому ребята порой вообще предоставлены сами себе. Ну, а оставшиеся 80% – это те, кто, в принципе, мог бы заниматься спортом, и кому бывает просто интересно погонять мяч, побегать на коньках или покрутиться на турнике, но их деятельность нужно организовывать, ибо сами они без стимулирования извне очень быстро теряют интерес и “гаснут”.

Так вот, в нынешней ситуации, когда и педагога, и школу, и район в целом оценивают по достижениям, людям выгодно заниматься с отдельными людьми, “звёздочками”, потому что именно эти таланты приносят победы, дипломы, кубки, а значит – славу. Все остальные интересуют учителя куда меньше, а отсутствие у этой массы стремления к физическому развитию если и беспокоит, то не особо сильно.

Организация школьных спортивных клубов

Совсем другое дело мы наблюдаем в случае, когда в основу всей спортивной работы положена организация школьного спортклуба. Здесь уже оценивается не достижение кого-либо одного, а совокупность достижений всех участников этой структурной единицы. Каждый из членов клуба имеет право и возможность попробовать себя в самых различных видах спорта, выбрать то, что ему более всего интересно, и своей активной деятельностью принести очки всему клубу. Когда в командных соревнованиях оценка коллективу идёт по результатам последнего участника, каждый из членов клуба заинтересован в том, чтобы поддерживать друг друга, помогать товарищам. (Заметьте, что когда ставка сделана на одного, самого лучшего, он заинтересован в провале всех остальных, потому что только тогда он будет первым, лучшим.)

Школьные клубы, организованные по принципу учёта интересов каждого ученика, помогут решить проблему приобщения детей к спорту. И, что очень важно, принадлежность к тому или иному клубу, отражённая в символике, девизах, гимнах и прочих атрибутах, является своеобразной “прививкой патриотизма на базовом уровне”, ведь если ученик ассоциирует свой любимый клуб со школой, он никогда не будет относиться к ней плохо, и, наоборот, станет помогать ей.

Система соревнований

Но наличие клубов само по себе мало что даёт, если мы не сможем обеспечить организацию соревнований между ними. В детском возрасте соперничество может быть созидательным, поскольку помогает организовать деятельность ребят в направлении самосовершенствования, повышения уровня физического развития, оттачивания умений и навыков. На сегодняшний момент слово “соревнование” большинством учителей и директоров воспринимается негативно. Ведь оно означает, что нужно снимать с уроков одного или нескольких детей (тех самых “звёздочек”), везти их куда-то, часто за тридевять земель, а потом утешать в случае поражения. К слову, такие мероприятия проводятся сотрудниками иных ведомств, которые не относятся к комитетам образования, а потому в школах рассматривают их как нечто чужое, инородное.

Совсем другое дело, когда само образовательное учреждение организует соревнования, готовится к ним, когда каждый ученик знает: от его участия зависит, сколько баллов наберёт их школьный клуб, а значит, насколько выигрышно он будет выглядеть на общем фоне. Поэтому организации этих структур следует уделить особое внимание.

Комплексный подход

Итак, подводя итоги, можно отметить, что каждой из упомянутых факторов максимально эффективен лишь в совокупности с остальными, и при отсутствии какого-либо одного вся гармония нарушается. Можно построить десятки тысяч спортзалов, но без тренеров и учителей физкультуры эти помещения никогда не будут использоваться с полной отдачей. Однако если мы подготовим кадры в необходимом количестве, важно изменить саму систему работы с детьми, сделав упор именно на массовость, наладив подходы к каждому из детей и учтя их пожелания, иначе любое спортивное мероприятие опять превратится в унылую обязаловку. Успех начинаний возможен лишь при основательной информационной поддержке и ориентации всех СМИ на пропаганду здорового образа жизни. Естественно, что без изучения положительного опыта (как отечественного, так и международного), а также без организации свободного общения между всеми заинтересованными участниками процесса крайне трудно избежать ошибок и просчётов в его организации.

При этом следует помнить главное: любые глобальные изменения в рамках всего общества и его отношения к проблеме начинаются с малого. Поэтому реализацию новой концепции развития школьного спорта можно начать не обязательно со всех сразу, а хотя бы с нескольких образовательных учреждений, чтобы на их примере показать преимущество передовых подходов над устаревшими.

Ирина Роднина, президент Всероссийской федерации школьного спорта

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте