В 2007 году Федеральное агентство по образованию провело открытый конкурс на право заключения государственного контракта по созданию пакета свободного программного обеспечения и его пилотному апробированию в образовательных учреждениях Российской Федерации. Всего в 2008 году пакет был внедрен в более чем 2200 школах в качестве альтернативы зарубежным коммерческим лицензионным программным продуктам. В 2008 году работа над свободными решениями для школ была продолжена. Для решения задач полноценной организации сетевого информационного пространства школы, его взаимосвязи с другими образовательными учреждениями был необходим Школьный сервер, основанный на свободных решениях и открытых стандартах, не имеющих каких бы то ни было ограничений срока использования.
Протокол (Lightweight Directory Access Protocol) предназначен для органзац централзованного каталога пользователей с х лчным данным авторзац пользователей с спользованем данных з этого спска. Существует ряд реалзацй этого протокола, в том чсле реалзаця, разработанная под свободной лцензей, – Open. Подсстема состот з клентского модуля, реалзующего удаленную авторзацю доступ к каталогу пользователей, -сервера, обеспечвающего хранене каталога, выдачу необходмых данных авторзацю пользователей. Клентскй модуль для этой подсстемы можно установть на любой дстрбутв пакета свободного ПО, созданного в 2008 году. Благодаря спользованю централзованной авторзац счезает необходмость поддержвать на сервере отдельные спск пользователей для другх сервсов (напрмер, FTP л электронная почта). ftp://ftp.altlinux.ru/pub/distributions/ALTLinux/4.1/school-server/4.1.0/iso/, а также будет доступен с блжайшего зеркала.Спсок действующх зеркал можно найт по адресу:
На сегодняшний день задача организации информационного пространства школы решается путем внедрения разнородных программных продуктов, работающих под управлением семейства операционных систем MS Windows, что требует значительных затрат на приобретение лицензий как на сами программные продукты, так и на технологическую платформу. Многие применяемые сегодня программные продукты используют принципиально устаревшую файл-серверную технологию для организации сетевой работы, реализация которой в школе приводит не только к сложности обслуживания, но и к нарушению информационной безопасности. Отсутствие доступных современных средств организации обмена образовательной информацией резко снижает значимость использования средств вычислительной техники в образовательном процессе.
В рамках проекта «Школьный сервер» была произведена:
разработка технологической платформы для функционирования информационной системы автоматизации деятельности общеобразовательного учреждения;
разработка модульной объектно ориентированной динамической учебной среды, ориентированной на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, для организации дистанционных курсов и поддержки очного обучения;
разработка управляемой web-среды для организации взаимодействия участников учебного процесса.
ОПИСАНИЕ ДИСТРИБУТИВА
Школьный сервер представляет собой современный комплекс ПО для создания информационного пространства общеобразовательного учреждения. В дистрибутив включены компоненты, автоматизирующие эту деятельность.
Управление всеми основными серверами и службами технологической платформы должно осуществляться с помощью единого web-интерфейса.
СОСТАВ ДИСТРИБУТИВА
Интерфейс Школьного cервера позволяет легко управлять:
межсетевым экраном (с помощью упрощенного или расширенного интерфейса);
почтовым сервером с поддержкой средств борьбы с вирусами и спамом;
прокси-сервером (с поддержкой вывода статистики доступа);
серверами файлов (организация доступа к каталогам, доступным по протоколу Samba и FTP) и печати (CUPS);
обновлениями системы (включая настройку источников обновлений);
подсистемой авторизации и персональных данных (LDAP-сервер);
сетевыми интерфейсами;
созданием локальных зеркал репозиториев;
резервным копированием;
синхронизацией времени на сервере;
выделением IP-адресов для локальной сети (DHCP-сервер);
web-ориентированными приложениями (Moodle и MediaWiki).
Протокол LDAP (Lightweight Directory Access Protocol) предназначен для организации централизованного каталога пользователей с их личными данными и авторизации пользователей с использованием данных из этого списка. Существует ряд реализаций этого протокола, в том числе реализация, разработанная под свободной лицензией, – OpenLDAP. Подсистема состоит из клиентского модуля, реализующего удаленную авторизацию и доступ к каталогу пользователей, и LDAP-сервера, обеспечивающего хранение каталога, выдачу необходимых данных и авторизацию пользователей. Клиентский модуль для этой подсистемы можно установить на любой дистрибутив пакета свободного ПО, созданного в 2008 году. Благодаря использованию централизованной авторизации исчезает необходимость поддерживать на сервере отдельные списки пользователей для других сервисов (например, FTP или электронная почта).
MOODLE
Модульная объектно ориентированная динамическая учебная среда (Moodle) – это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учеником. Она подходит как для организации традиционных дистанционных курсов, так и для поддержки очного обучения.
Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и тому подобное. Для этого достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование данной учебной среды удобным как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала, и центром обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Со Школьным сервером поставляется несколько курсов для Moodle, которые развернуты и доступны для гостевого просмотра сразу после установки дистрибутива.
MEDIAWIKI
Для организации взаимодействия участников учебного процесса в качестве управляемой web-среды в составе пакета предлагается использовать программный продукт MediaWiki.
Представляя собой механизм для web-сайтов, работающих по технологии «вики», он является одним из самых мощных и распроcтраненных вики-движков и встречается как на совсем маленьких сайтах, так и на огромных порталах, в частности Википедии (для работы которой MediaWiki и создавалась).
При установке дистрибутива «Школьный сервер» автоматически устанавливается и Mediawiki, которая сразу готова к использованию. Правда, в отличие от Moodle она не комплектуется никакими дополнительными материалами.
АППАРАТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДИСТРИБУТИВА
В ходе внедрения пакета свободного ПО стало ясно, что около трети школ имеют компьютеры с объемом оперативной памяти менее 128 Мб, что примерно соответствует уровню десятилетней давности. Поэтому аппаратным требованиям дистрибутива было уделено особое внимание:
привод CD (необходим на время установки);
процессор совместимой с Pentium III архитектуры от 500 МГц (рекомендуется тактовая частота не ниже 1 ГГц);
объем оперативной памяти от 128 Мб (рекомендуется от 512 Мб). Если планируется использование Moodle и/или MediaWiki, то не менее 256 Мб;
свободное место на жестком диске от 4 Гб (рекомендуется от 10 Гб).
Необходимое место для хранения пользовательских данных, зеркал дистрибутивов и прочих потенциально объемных данных может сильно варьироваться, поэтому пользователю необходимо позаботиться о наличии достаточного резерва дополнительно к указанным величинам;
сетевой адаптер 10/100 Мбит (рекомендуется 2 адаптера по 1 Гбит каждый);
видеокарта необходима только во время установки.
Учтя пожелания разработчиков, пользователи могут быть уверены, что со Школьным сервером работать им станет значительно проще.
Александра ПАНЮКОВА, выпускающий разработчик ALT Linux
ГДЕ СКАЧАТЬ
Дистрибутив свободно доступен для загрузки, ISO-образ CD диска находится по адресам:
ftp://ftp.linux.armd.ru/school-server
ftp://ftp.altlinux.ru/pub/distributions/ALTLinux/4.1/school-server/4.1.0/iso/, а также будет доступен с ближайшего зеркала.
Список действующих зеркал можно найти по адресу:
www.altlinux.ru/go/download/
Комментарии