В последние годы на школьных психологов обрушился шквал критики. Буллинг, суициды, нападения на школы… Родители считают, что трагедий можно было избежать, если бы в школах существовала эффективная психологическая диагностика. Однако часто никто не интересуется той работой, которую проводят школьные психологи.
Какие задачи приходится решать педагогам? Как меняется психологическая служба в системе образования? Ответы на эти вопросы искал корреспондент сетевого издания «Учительская газета».
Школа без конфликта
Создать «лабораторию дробей», организовать школьное самоуправление и подружить старшеклассников с ребятами из начальных классов. Такие подходы в работе использует лауреат Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России-2021» Евгений Иванов. Он работает психологом в московской школе № 1576.
- – Школьники обращаются с абсолютно разными проблемами – это и взаимоотношения со сверстниками, и первая любовь, и какие-то конфликты в классе, – рассказывает Евгений Павлович. – Также ребята просят помощи в решении вопросов, связанных с учебой.
Для работы по преодолению учебных трудностей педагог использует практику профессора Виктора Зарецкого (рефлексивно-деятельностный подход). Евгений Павлович вместе с ребятами пытается найти пути решения проблемы. Нередко для этого психологу приходится самому погрузиться в учебный процесс.
– Ребята обращаются за помощью практически по всем предметам, – делится педагог. – Как-то пришла ко мне ученица и стала жаловаться, что не понимает математику. У нее не получалось решать квадратные уравнения. Мы стали разбираться, что именно она не понимает. Нашли пробелы, это была тема «Дроби». В итоге создали с ней практическую «лабораторию дробей», стали искать способы решения. Такой творческий подход по-настоящему заражает и вдохновляет учеников. Ребята начинают осознавать, что ошибки и трудности – это не клеймо неудачника, а ресурс для развития.
Впрочем, от педагога не всегда требуется понимание того или иного предмета. Так, Евгений Павлович является психологом команды итальянского языка на Всероссийской олимпиаде школьников. Психолог помогает олимпиадникам готовиться к соревнованиям, подсказывает способы для лучшего запоминания иностранных слов, объясняет правила тайм-менеджмента, помогает понять и проконтролировать эмоциональное состояние.
– Также мы очень плотно занимаемся поддержкой и развитием Ученического самоуправления, – делится психолог. – Наши ученики принимают активное участие в жизни школы. Они придумывают новые законы, разрабатывают интересные проекты. Так, школьники смастерили книжный шкаф для обмена книгами. Придумали доску посланий, на которой ребята могли оставлять свои мысли и пожелания. Это был очень важный проект и с психологической точки зрения. Мы увидели эмоциональную атмосферу внутри школы.
Психолог рассказывает, что главная идея – привлечь в самоуправление ребят, которые сталкиваются с теми или иными трудностями. Подростки налаживают коммуникационные связи, учатся преодолевать проблемы через дружбу и общение. При этом дружественная атмосфера поддерживается во всей школе. Нередко старшеклассники проводят веселые конкурсы и игры для учеников начальных классов.
– Ребята уже приходят с готовыми идеями, – рассказывает Евгений Павлович. – Мы можем провести на перемене турнир по крестикам-ноликам или устроить музыкальную паузу. Кто-то из старшеклассников под музыку показывает танцевальные движения, а младшие школьники пытаются их повторить.
Помимо этого педагог-психолог проводит тренинги и консультации для педагогов. В школе проходят как индивидуальные, так и групповые занятия. В группе учителя обмениваются знаниями и опытом, помогают друг другу справиться с эмоциональным выгоранием.
Помочь определиться с выбором профессии и справиться с буллингом
Организовать мастер-классы по профориентации старшеклассников, провести тренинги для родителей, будущих первоклашек и даже помочь преодолеть соматические заболевания. Все это под силу лауреату Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России-2020» Софье Павловой. Талантливый педагог работает клиническим психологом в «Нижнемуллинской средней школе» деревни Петровка Пермского края.
– Порой приходится решать неординарные задачи, – рассказывает Софья Владимировна. – К примеру, ко мне обращалась мама ребенка, у которого был постоянный кашель. Причем он проявлялся только в школе. Они обошли всех врачей, причину не удавалось установить. Я стала работать с учеником. Мы нашли психологические проблемы, устранили их, и уже через месяц состояние ребенка нормализовалось.
Также Софья Владимировна работает с профилактикой буллинга в школе. Психолог проводит тренинги в классе, в котором у ребят есть проблемы с взаимопониманием. Кстати, в групповых занятиях участвуют как ученики, так и классный руководитель. Помимо этого психолог применяет методику видеокейсов.
– Мы просматриваем отрывки из фильмов, ребята примеряют на себе разные роли, – рассказывает педагог-психолог. – Тем самым пытаемся найти выход из сложных ситуаций. Также ведется регулярная работа с родителями. Они отслеживают, с каким настроением приходит домой ребенок. Подросток, который столкнулся с непониманием со стороны сверстников, ведет дневник своих эмоций. Он записывает, что произошло в тот или иной день, кто его обидел. Потом мы разбираем все тревожные моменты. При этом я постоянно нахожусь на связи.
Плюс ко всему педагог-психолог проводит мастер-классы по профориентации. Софья Владимировна помогает ребятам определить тип темперамента. Ведь каждая профессия предъявляет свои требования к человеку: где-то есть спрос на энергичных, подвижных, мобильных сотрудников, а где-то нужны неторопливые, сдержанные, склонные к глубокому анализу люди.
– Я не помогаю ребятам определиться с выбором профессии, – говорит педагог-психолог. – Мне важно, чтобы они смогли примерить на себя разные роли, выбрать ту сферу, которая им больше подходит. Кому-то важна «командная игра», кто-то больше склонен к индивидуальному труду.
Большая работа ведется и с родителями ребят. Специально для них была создана «Школа понимающего родителя». В рамках этого проекта педагог-психолог проводит тренинги мастер классы, учит пап и мам слушать и понимать детей.
– Ее новизна заключается в создании для родителей целостного и последовательного просветительского курса, включающего не только теоретическое обсуждение проблем развития и воспитания ребенка, но и выработку практических навыков эффективного взаимодействия с членами семьи, – поясняет педагог.
«Пусть меня научат…»
Придумать мастер-классы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), помочь наладить отношения с родителями, и слепить «талисман» из глины. О необычных подходах в работе рассказала «Педагог-психолог России – 2020» Надежда Боянович.
– Я работаю в школе № 60 города Тюмени, – рассказывает Надежда Владимировна. – Мы проводим очень большую работу с детьми с особенностями развития. К примеру, реализуем проект по ранней профориентации детей с ОВЗ, называется он «Пусть меня научат…». Этот проект помогает создать условия для позитивной социализации обучающихся в форме разнообразных социокультурных практик. Так, для ребят мы проводим мастер-классы организуем площадки по профориентации. Наши ученики в игровой форме осваивают профессию флориста, учатся мастерству фотографа и даже примеряют на себя роли моделей.
Еще один необычный подход – во время консультаций Надежда Владимировна использует лепку из глины. Психолог считает, что такая технология помогает негативным переживаниям трансформироваться в положительные эмоции.
– Глинотерапия очень хорошо работает в конфликтных ситуациях, – рассказывает психолог. – Бывает на консультацию приводят подростков, у которых есть поведенческие проблемы. Их очень трудно разговорить, настроить на позитивный лад. Я предлагаю ребятам что-то слепить из глины. Ребенок трогает материал, разминает, выплескивает свою злость – от этого снижается напряжение. Потом мы решаем слепить какое-то абстрактное животное, которое будет обладать теми качествами, которых ребенку не хватает. Уравновешенность, смелость, уверенность…Ребята уносят с собой эти фигурки и порой используют как «талисманы»
К тому же психолог проводит тренинги с педагогами. Большая работа здесь направлена на профилактику эмоционального выгорания. Это и практики, и мастер-классы с обучением приемам снятия эмоционального напряжения.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В России на одного школьного психолога приходится от 148 до 882 детей. Только в 12 российских регионах этот показатель составляет менее 400 учеников. Таковы данные мониторинга, проведенного учеными Российской академии образования (РАО).
Комментарии