search
main
0

Школьный музей. Особенная составляющая просветительского процесса

​Наша школа №1208 имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова вобрала немало традиций, пришедших из разных учебных корпусов, каждый из которых когда-то прожил свою судьбу. Хранителями памяти выступают школьные музеи, их у нас целых 6!

Анастасия ГАБОВА,учитель русского языка и литературы школы №1208 имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова

Благодаря поддержке и энтузиазму директора школы Ларисы Юрьевны Малышевой наши музеи переживают новое рождение. Они существенно обновлены, отреставрированы фонды, появилось качественно новое оборудование, позволяющее по-иному работать в музейном формате. Музей перестал быть просто хранилищем экспонатов, теперь у него появилось множество ролей. Это и аудитории, которые легко трансформируются под разные функции: лектории, литературные гостиные, клубы, кружки, экскурсионные залы, онлайн-музеи с виртуальной экскурсией. Это и участие учеников в музеях: в ходе поисково-исследовательской работы достигается наибольшая степень творческого самовыражения, формируются новые коллективы, привлекаются педагоги, учащиеся и их родители. Ученики нашей школы увлечены работой в музеях, что способствует формированию и развитию гражданско-патриотического сознания личности, помогает расширять кругозор, развивает познавательные интересы, ученики овладевают практическими навыками поисковой работы, приучаются к исследовательской деятельности.Известно, что школьный музей – это эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Он создает условия для всестороннего развития личности путем включения учащихся в многообразную деятельность.Школьные музеи – особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Они способны достигать таких целей и задач, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.Музей в школе обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на учащихся. Он формирует уважение к русской культуре, а также уважительное отношение к прошлому; прививает чувство ответственности за сохранение исторических ценностей; воспитывает чувство гордости за историю своего Отечества, мотивирует учащихся к усвоению новых знаний, содействует формированию навыков научно-исследовательской деятельности школьников, прививает навыки самостоятельного обучения, формирует совместную деятельность учащихся с учителем.По предложению Ларисы Юрьевны все наши музеи многопрофильные, что позволяет укреплять метапредметные связи, осваивать различные виды интеграции, совершенствовать формы и методы обучения ребенка в школе.Расскажем подробнее о наших музеях.Музей истории школы №1208В музее собраны фотографии всех учителей и учеников, преподававших и учившихся в школе, альбомы с фотографиями спектаклей школьного театра, различных проектных работ учеников школы. Также здесь бережно хранятся поделки детей, например, «одеяло дружбы», медали из дерева, посвященные юбилейным датам. Традиционно в музее проходят встречи с выпускниками и ежегодный баскетбольный турнир имени В.Н.Филимоновой.Музей боевой славы 214-й Краснознаменной Кременчугско-Александрийской орденов Суворова и Хмельницкого стрелковой дивизииВоенно-патриотический мемориальный музей, который создавался учащимися школы при непосредственном участии Героя Советского Союза генерал-майора Н.И.Бирюкова – командира 214-й стрелковой дивизии. Музей воссоздает страницы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Девиз музея: «Никто не забыт, ничто не забыто».В музее регулярно проводятся тематические экскурсии, лекции, уроки Мужества, встречи с ветеранами, праздничные концерты, акция «Нет фашизму».Музей боевой славы 64-7-й гвардейской армииВ 2014 году в нашу школу переехал музей боевой славы 64-7-й гвардейской армии со своей многолетней историей, который был открыт в 1975 году. Открытие музея было приурочено к тридцатилетию Победы. Ежегодно с 1975 года в дни празднования победы в Сталинградской битве в музее проводятся встречи с ветеранами и участниками тех событий.Музей «Герои золотого века»Целью создания литературного музея было формирование воспитания у учащихся чувства ответственности и долга перед Родиной, любви к культуре и родному языку, в частности к литературе. Музей родился в 2011 году, к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Сначала была экспозиция, посвященная А.С.Пушкину, а в 2012 г., к 200-летию Бородинской битвы, была добавлена экспозиция под названием «Бывают странные сближения», в создании которой активное участие приняли учащиеся школы и ее выпускники. Сегодня ребята работают над материалом для стендов «Не пропадет их скорбный труд», посвященных декабристам, и над созданием уголка сказок по произведениям А.С.Пушкина для учащихся начальных классов и дошкольников.По инициативе директора школы открыты литературные кружки, которые создают условия для творческого самовыражения учащихся, выпускается литературный альманах «Пробы пера», организуются конкурсы чтецов. В музее проходят «Музейные субботы», посвященные творчеству писателей и поэтов, регулярно организуются заседания литературных гостиных, литературные чтения, работают литературный клуб и кружок экскурсовода, проводятся экскурсии для учащихся как нашей школы, так и других школ, для педагогов – ветеранов труда, для родителей. Стало традицией проводить День лицеиста 19 октября и Пушкинский бал, отдавая дань памяти великому поэту и его эпохе. Работа литературного музея прививает учащимся любовь к родному городу, к людям, в нем живущим, к родному слову, развивает творческий потенциал. Испытывая потребность в активном изучении творчества писателей и поэтов, наши дети приобщаются к литературно-исследовательской деятельности.Музей «ПравоПорядок»Открылся в мае 2010 года. Такая тематика музея была выбрана, потому что в одном из корпусов нашего образовательного комплекса учащиеся углубленно изучают предметы социального профиля. Посетив наш музей, учащиеся знакомятся со своими правами, учатся аргументированно их отстаивать и защищать. В музее рассказывают об истории возникновения и развития права в нашем государстве. Здесь представлены своды законов и главный закон нашего государства – Конституция, принятая всенародным голосованием в 1993 году. Также международные документы, закрепляющие права детей. Помимо этого в музее есть экспозиция, посвященная истории органов правопорядка в России. На стенде представлены материалы по истории московской милиции. А еще в музее оформлена экспозиция «Наш Рязанский район». Многие экспонаты переданы в дар Советом ветеранов Рязанского района: фотографии ветеранов района, воспоминания, биографии; списки ветеранов боевых действий, тружеников тыла, детей войны, проживающих на территории Рязанского района; книги воспоминаний «Азбука нравственности», «На память будущим поколениям», сборник стихотворений «Голос победы», с дарственной надписью от ветеранов района; копии газет «Вечерняя Москва» 1941-1945 гг. и выпуск районной газеты «Эхо района», посвященный 65-летию Победы.Музей активно сотрудничает с Советом ветеранов Рязанского и Окско-Волжского районов, а также с Советом ветеранов Афганистана ЮВАО.Музей «Русская игрушка. Народные обряды и традиции»Музей декоративно-прикладного искусства был создан в 2011 году. В школьном музее осуществляется сотворчество детей, детей и учителей, детей и родителей в процессе комплектования, учета, хранения и использования собраний. Он способствует развитию творческой, познавательной активности школьников. Тематика экспозиций довольно разнообразна – от традиционной этнографии и истории до детских поделок. Экспозиция была в значительной степени рассчитана на неоднократные посещения музея. Благодаря повторному посещению у детей не только повышается и закрепляется качество восприятия, но и формируется критическое отношение к увиденному. При музее работают кружки «Мягкая игрушка», «Лепка из глины». В музее часто проводятся экскурсии для учеников с 1-го по 11-й класс, организуются дни открытых дверей, мастер-классы по изготовлению куклы-оберега, викторины по русским народным сказкам для дошкольников. Родители и учителя оказались вовлечены в работу музея. И теперь фонд музея пополняется и за счет их инициативы. Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое и художественно-патриотическое воспитание учащихся.За столь продолжительное время работы наших музеев мы убеждаемся в том, что они необходимы школе. Учащиеся с большим энтузиазмом принимают участие в деятельности музеев. За время их существования в нашей школе накопился немалый опыт организации всевозможных мероприятий, проводимых в их стенах. У нас сформировались свои традиции: кадетские классы регулярно выступают в музее боевой славы, ученики гуманитарной направленности с удовольствием участвуют в костюмированных литературных вечерах в музее «Герои золотого века», учащиеся-лингвисты каждый год приглашают на экскурсию в музей истории школы англичан, которые приезжают к нам по обмену опытом, в музей русской игрушки приходят дети из детских садов. И, конечно же, ветераны ВОВ, ветераны труда, работавшие в нашей школе, – все эти желанные гости приходят к нам в музеи накануне 9 Мая и принимают участие вместе с учениками в мероприятиях, посвященных Дню Победы.

Школьный музей, несомненно, воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, учит бережному отношению к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству и малой родине.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте