Российская школа, как и вся наша страна, переживает эпоху глубоких перемен. Стремительно меняются мироустройство российского общества, экономика и политика государства, что, естественно, отражается на его детях, которые находятся на самом острие перемен. В российской школе естественный конфликт отцов и детей. Большая часть педагогов с мировоззрением, сформировавшимся в советский период, с одной стороны, и дети с новым взглядом на жизнь, с другой, не всегда находят необходимое взаимопонимание. Этот конфликт иногда явно выплескивается, иногда носит скрытый характер, но он есть!
В этих условиях нас, педагогов-практиков, беспокоит процесс формирования личности гражданина будущего. Наличие конфликта, развивающаяся отчужденность поколений вызывают необходимость индивидуального подхода к душе каждого воспитанника школы.Школьный музей – вот путь к духовному миру прошлого и будущего, работа в нем объединяет поколения и дает возможность прикоснуться к миру ребенка. Наше государство стремится восстановить в сознании людей связь с нашим славным прошлым. И в этом неоценимую роль играет школьный музей, где по крупицам собирают экспонаты, связанные с историей Родины, любимой столицы, района, родной школы. В нашей школе более десяти лет работает комплекс самых разных музеев, среди которых: «Истоки» и «Школьные годы чудесные» о развитии отечественного образования; «Долгу верны!» и «Главная книга страны» по историко-патриотическому направлению; «История Москвы» и «От поставщика императорского двора к объединению «Свобода», посвященные историко-краеведческой теме. Педагоги музеев на богатой информационной базе ведут работу по воспитанию обучающихся в духе любви к Родине, знающих и уважающих законы страны, права и обязанности граждан.Почему именно музей – то звено, та нить, которая воедино связывает педагогов, детей и их родителей? Ответ, с одной стороны, сложный, а с другой – простой. Здесь аккумулируется наша конкретная поисковая деятельность по сбору необходимых материалов, исследовательская работа, которая позволяет создать более тесные, доверительные формы общения, особенно с детьми «группы риска».В этом случае образовательный процесс успешно проходит через школьный музей. В музее, как нигде, осуществляется принцип творческого соединения прошлого и настоящего, обращения к будущему. Четко прослеживается мысль: человек, не зная прошлого, не имеет будущего. Обучающиеся с интересом относятся к экспонатам прошлых лет: газетам и журналам, книгам, которые читали в свое время их родители, бабушки и дедушки.По подшивкам газеты «Пионерская правда» за 1941 год, хранящимся в музее «Истоки», группа школьников-активистов (педагог Марина Орлова) ознакомилась с жизнью и делами своих сверстников в последние предвоенные и первые военные дни. О своем поиске они рассказали на школьном пионерском сборе, посвященном 90-летию пионерии.Музей стал окном в мир. Дети с помощью взрослых знакомятся с жизнью малой родины, судьбами людей, боевыми и трудовыми подвигами ветеранов. Здесь поддерживается устойчивая и неразрывная связь с учреждениями школьного социума, ибо без этого невозможны его пополнение и развитие. Интересное поле для исследовательской работы предоставляет книжный фонд музея, где ребята находят много интересного материала об истории Москвы, Савеловского района, близлежащих к школе улиц. Ребята проводили большую работу по темам «Улица Вятская» (педагог Ирина Мясникова), «Бутырская слобода» (педагог Надежда Морозова). Активисты музея Анастасия Смирнова и Светлана Чернышева на городском конкурсе юных экскурсоводов в рамках фестиваля «Юные таланты Московии» заняли призовые места и получили сертификаты юных экскурсоводов. Работа школьных музеев отмечена более чем 50 грамотами городского и окружного уровней.Музей немыслим без хорошо поставленных занятий дополнительного образования, где дети не только изучают музейное и экскурсионное дело, но и получают различные навыки. Музей обязательно должен иметь свой методический кабинет, на базе которого изучается опыт современной музейной работы, создается и развивается школьный опыт музейной педагогики, успешно развиваются творческие связи с другими школьными музеями. Жизнь в своих проявлениях многогранна, поэтому, создавая человека современной эпохи, мы не должны забывать о необходимости всестороннего развития обучающегося. Возможности одного музея, разумеется, ограничены, охватить все стороны жизни он, конечно, не в состоянии. Поэтому на протяжении всех этих лет мы шли к созданию своей системы – комплекса школьных музеев, бережно сохраняя при этом индивидуальность каждого из них, неповторимость каждого экспоната, в результате воссоздана шестидесятилетняя история школы с уникальными экспонатами прошлых лет. Уникальна по своему замыслу созданная экспозиция о почти 200-летней истории и людях косметического объединения «Свобода» – наших бессменных шефах, так много сделавших для школы. В музее воспитывается уважение к труду, к людям рабочей профессии.И наконец, для нас важно обращение к теме гражданственности, правового самосознания обучающихся. Необходимость воспитания духа толерантности и взаимоуважения среди многонационального коллектива наших школьников, а самое главное – знания ими основного закона страны (нисколько не подменяя учебную программу) настоятельно потребовало организации музея «Главная книга страны».Залы музея рассказывают о развитии государственности в России, истории, роли и значении Конституции в жизни страны. В подборе материалов нам большую помощь оказали лично Анатолий Лукьянов, Сергей Шахрай, Руслан Хасбулатов, Геннадий Бурбулис, Валентин Зорькин, Татьяна Дьяченко, ветераны войны и труда, родители учащихся.Тематическая структура музея позволила разделить материалы на две части: первая – история российского парламентаризма. Это рассказ об институтах представительской власти в России, о тернистом пути, по которому страна шла к своей первой Конституции. Второй раздел посвящен истории возникновения и развития действующей Конституции Российской Федерации. «Все мы мечтали стать образованными людьми. Так, в нашем мире много бездушных, и просто не хватает искренних отношений, но главное, мы поняли за школьные годы – надо быть Человеком!» (Денис Цыпляев)В комплексе школьных музеев мы устраиваем тематические экспозиции «История Отечества в звуках граммофонной пластинки», «Год российской истории», «200-летие Бородинской битвы», «60-летие школы».Перед нами стоит задача – обеспечить качественно новый подход к использованию музейного фонда, воспитать у школьников заинтересованность в личном соприкосновении с отечественной историей. Более того, с любовью собранные, а также подготовленные руками наших детей отдельные экспонаты вызывают неподдельный интерес, желание самим поучаствовать в этом творческом процессе. Только тогда экспонаты становятся ближе и привлекательнее.Музеи успешно используют инновационные образовательные технологии. В первую очередь широко внедрена компьютеризация. Каждый музей имеет свой выход в Интернет. Вся необходимая информация по музейному фонду введена в электронные терминалы, что позволяет любому посетителю самостоятельно ознакомиться с интересующими его документами, которые систематически пополняются и обновляются. Наши музеи имеют свой лекционный зал, где проводятся занятия, беседы, встречи с интересными людьми, выделено отдельное помещение для архива, в нем бережно хранится запасной фонд.Современный школьный музей не может быть без своего выставочного зала и помещения для прикладных занятий детей. В них происходит ознакомление с экспозицией новой выставки, проведение дополнительных занятий. Через систему дополнительного образования, деятельность детских общественных объединений создаются все условия для вовлечения их в общественно полезную деятельность.В недалекой перспективе хотелось бы на стендах музея видеть историю жизни выпускников нашей школы. Это очень сложный по объему и сбору материал, но в то же время интересный, а самое главное – важный в воспитании детей.Москва становится родным домом для детей разных национальностей, которые вместе с родителями приехали сюда из республик бывшего СССР и стран дальнего зарубежья. Мы это хорошо видим на примере своей школы.Прибывшие к нам дети стремятся овладеть русским языком, ознакомиться с культурой и традициями русского народа, сохраняя при этом все лучшие черты национальных культур. «Самое главное в нашей школьной жизни – это то, что мы научились понимать, что ценить людей надо не за то, как они выглядят, а за то, что у них в душе, какой у них внутренний мир…» (Сабина Мамедова)К сожалению, в нашей жизни ощущается социальное расслоение не только среди взрослого населения, но и среди детей. Поэтому школьный музей в этих условиях пытается нивелировать сложные взаимоотношения в этой сфере. По отзыву выпускницы школы Анастасии Лобачевой, «наша школа стала вторым домом, где все друг другу рады. За все эти годы я приобрела здесь таких людей, которые стали для меня как родные». Россия, российское общество – часть мировой цивилизации, и об этом никогда нельзя забывать в работе наших музеев. В них должен быть запечатлен вклад России в развитие мировой цивилизации и ответственность нашего государства перед мировым сообществом. В век глобализации и все возрастающей интеграции нашей страны в мировое сообщество музей не должен замыкаться на себя, ведь наши дети – будущие граждане планеты Земля. Музей – живой организм, он не может стоять на месте. Педагоги-организаторы находятся в постоянном поиске новых форм работы, развитии активности обучающихся в исследовательской работе по выбранному направлению.Работа школьных музеев позволяет сделать выводы о том, что их деятельность должна подкрепляться соответствующей финансовой поддержкой государства, и ни в коей мере это финансирование не должно сокращаться. В этих музеях, как правило, работают педагогами люди, прошедшие кратковременную подготовку, но не имеющие высшего профильного образования, в отличие от специалистов государственных музеев. Полагаем целесообразным введение в московских педагогических вузах спецкурса по музейной педагогике, проведение в столице конкурса «Лучший педагог-организатор школьного музея». Настоятельно требует своего решения проблема организации и развития творческих связей между школьными и государственными музеями. Необходимо определиться с современными критериями оценки эффективности работы школьного музея, какой «продукт» и в каком объеме выдается им в конечном результате. Решение этих и некоторых других вопросов на государственном уровне позволит бережно сохранить имеющиеся школьные музеи и создать условия для дальнейшего развития этой системы. И только тогда школьный музей не будет стареть!Евгений СИДОРОВ, директор школы №694;Надежда МОРОЗОВА, Марина ОРЛОВА, педагоги-организаторы музея школы №694
Комментарии