search
main
0

Школьный медицинский центр как инновационная модель

Одна из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования – сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Опыт совместной работы медицинской службы и педагогов ЦО №1941, направленной на поиск средств укрепления психофизиологического состояния здоровья учащихся, показывает, что решать проблему сохранения и укрепления здоровья школьников следует комплексно с учетом многих факторов.

Происходящие в социуме изменения негативно отражаются на здоровье учащихся и требуют системного подхода в деле укрепления здоровья. Возникла насущная необходимость в инновационных процессах в образовании. Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, качестве образования. С учетом актуальности сохранения здоровья подрастающего поколения назрела необходимость в перспективной модели школьного медицинского центра.

Создание медицинского центра в рамках школы решает многие вопросы, которые раньше требовали обращения в медицинские учреждения. Среди них особенно выделяются диагностика состояния здоровья и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. В обязанности специалистов медицинского центра в школе входят контроль и медицинское, санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса, медико-социальное сопровождение ослабленных учащихся и педагогов, создание условий для здорового питания в образовательном учреждении.

В ЦО №1941 создан и работает Центр охраны здоровья. Разработано положение о центре здоровья, в котором отражены цели и задачи этого структурного подразделения, утвержден штат сотрудников, которые выполняют свою работу в соответствии с должностными инструкциями. Деятельность школьного медицинского центра в рамках этой структуры ежегодно отражается в плане, в котором представлены основные направления деятельности службы на год, перспективы развития данной структуры. Структура медицинского блока школы включает в себя кабинет физиотерапии, стоматологический кабинет, кабинет «Горный воздух», кабинет ароматерапии, кабинет «Водолечебница», кабинет массажа, прививочный кабинет, кабинет врача, кабинет медицинской сестры.

В штат школьного медицинского центра входят высококвалифицированные специалисты: главный врач центра, врач по физиотерапии, врач-педиатр, врач-терапевт, врач-стоматолог, врач по лечебной физкультуре, медицинская сестра физиотерапии, медицинская сестра стоматологического кабинета, медицинская сестра по массажу, инструктор лечебной физкультуры, старшая медицинская сестра.

Все медицинские процедуры осуществляются в соответствии с номенклатурой работ, отраженной в медицинской лицензии Центра образования «Школа здоровья» №1941.

Направления деятельности школьного медицинского центра:

Диагностика, которая включает в себя не только диспансеризацию на базе городской детской поликлиники №131, но и оказание первой медицинской помощи, обследование учащихся с помощью инновационных методик внутри образовательного учреждения. К таким методам, применяемым в ЦО №1941, относятся метод оценки психофизиологического состояния школьников «Диакомс», скрининг-диагностика зрения. При необходимости учащиеся получают направление в специализированные учреждения для дополнительной консультации.

Лечебно-профилактические мероприятия – организация лечебно-профилактической помощи учащимся проводится с учетом программ и комплекса мероприятий, адаптированных для каждого конкретного учащегося. Система оздоровительно-профилактических мероприятий в ЦО №1941 предполагает деление на общие, групповые и индивидуальные мероприятия. Среди них – ароматерапия, общая витаминопрофилактика, санация и лечение заболеваний полости рта, ионопрофилактика, общий оздоровительный и специализированный массаж, лечебная физкультура, а также специализированные группы ЛФК, физиотерапия (КУФ, УЗТ, ингаляции, амплипульс), интервальная гипоксия «Горный воздух», гидромассаж. Объединение этих направлений осуществляется в рамах «Часа здоровья». Достоинства такой формы организации деятельности:

– четкость организации и проведения лечебно-оздоровительных процедур;

– систематичность проведения оздоровительно-профилактических мероприятий;

– массовый охват учащихся лечебно-профилактическими процедурами, с одной стороны, индивидуализация работы – с другой.

В течение года все учащиеся школы получают медицинские процедуры в необходимом количестве по назначению врача. Кроме того, для часто и длительно болеющих учащихся, а также учащихся классов с повышенной нагрузкой проводятся дополнительные оздоровительные процедуры, предусмотрено составление индивидуальной траектории оздоровления для отдельных учащихся.

Оценка эффективности проводимых мероприятий (аналитическая и статистическая деятельность). Этот вид деятельности базируется на углубленной статистической деятельности, основанной на работе с медицинскими картами учащихся, классными журналами, а также с журналом обращения в медицинский центр за помощью. Анализируются процентные значения данных об общей частоте заболеваемости по классам, заболеваемости учащихся, имеющих хронические заболевания, а также данные заболеваемости учащихся гимназических и профильных классов. Устойчивое снижение этих показателей в ГОУ ЦО №1941 в течение последних лет свидетельствует об эффективности организованной работы.

Осуществление консультативной и просветительской деятельности. Активно внедряется «Паспорт здоровья» учащихся, что позволяет решать проблему не всегда своевременного информирования родителей учащихся о состоянии здоровья их детей. Кроме того, предусмотрено консультирование родителей через Интернет.

Вакцинация. В течение года осуществляется вакцинация учащихся от гриппа, кори, краснухи, паротита, гепатита В.

Школьный медицинский центр явление уже не новое для современной школы. Школьный медицинский центр, эффективно решающий вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся, – более редкий пример. Для полноценной организации деятельности эта структура должна органично вжиться в систему школьного образовательно-воспитательного процесса. Большая ответственность здесь лежит на всех субъектах образовательного процесса.

Эффективность деятельности ЦО №1941, как и другого образовательного учреждения, зависит от простроенных структур образования и здравоохранения внутри организации, их роли в определении содержания, форм, методов, выбранных для сохранения здоровья учащихся на основе систематической диагностики. В этом случае модель школьного медицинского центра будет действительно инновационной, а ключевой позицией будет эффективность ее деятельности. Здоровье при этом выступает критерием результативности медико-психолого-педагогических воздействий.

Т.МАЛЫШЕВА, директор ЦО «Школа здоровья» №1941; М.НИКОЛАЕВА, заместитель директора по УВР, педагог-психолог ЦО «Школа здоровья» №1941

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте