search
main
0

Школьный капремонт: на что может повлиять общественный контроль?

В Общественной палате РФ состоялось расширенное заседание федерального и региональных штабов общественного контроля по вопросам капитального ремонта школ и развития школьной инфраструктуры Общественного совета при Минпросвещения России.

По программе «Модернизация школьных систем образования» в течение пяти лет будет отремонтировано 7300 школ. В 70% школ, вошедших в программу в 2022 году, работы по капитальному ремонту должны быть завершены к 1 сентября.

«Сейчас важно понять, как проходит реализация программы в этих школах. Если есть проблемные моменты, самое время сообща их решать, чтобы все начали учебный год вовремя и в комфортных условиях. Важно, чтобы мы слышали основных заказчиков – и учителей, и детей, и родителей», – заметила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.

Необходимость привлечения родительской общественности к программе обновления школ, в том числе на стадии проектировки решений, неоднократно подчеркивал Президент России Владимир Путин.

Запущен открытый онлайн-ресурс «Новая школа» с интерактивной картой, рассказывающей о ходе капремонта. Предполагается, что все желающие смогут внести свои пожелания через форму обратной связи.

О том, может ли общественный контроль повлиять на реализацию программы и как, размышляют наши эксперты и читатели.

Валентина ИВАНОВА, председатель Всероссийского педагогического собрания, член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ:

– Общественный контроль, несомненно, улучшит взаимодействие с родителями по каждому конкретному вопросу модернизации школ. Будут созданы условия прозрачности реализации проектов и возможности контроля сроков их выполнения. Всероссийское педагогическое собрание вместе с Федеральным центром мониторинга питания обучающихся будет осуществлять контроль ремонтов пищеблоков. Нам вместе с родителями важно отследить, где будут питаться ученики, если в их школе ремонтируется столовая. Каковы условия питания в той школе, куда будут переведены школьники, хватит ли посадочных мест в столовой, за сколько перемен будут накормлены дети. Будет ли вводиться вторая смена для обучения ребят из той школы, где идет капитальный ремонт или ремонт пищеблока. Главное – совместное решение вопросов по созданию хороших условий для питания всех школьников независимо от того, в какую школу они переведены на период ремонта их родной школы.

 

Галина ГОРЕЛИКОВА, депутат Законодательного собрания Карелии, председатель Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике, член Комитета по здравоохранению

и социальной политике:

– Уверена, общественный контроль может повлиять на модернизацию школ, но за проведение капитального ремонта в части технических вопросов, строительных регламентов должны отвечать исключительно специалисты. Обновление фасадов, преображение классных кабинетов, рекреаций, создание образовательного пространства библиотеки, столовой – все это предполагает закупку материалов. Родители в этом случае могут высказать свои пожелания. Также они имеют возможность выразить желание, какой профиль должна иметь образовательная организация: художественно-эстетический, естественно-научный и так далее. Именно такие моменты могут обсуждаться, и важно принимать решение с учетом мнения родителей. Школа должна стать открытой образовательной системой. Заказ на образование и воспитание делают мамы и папы, поэтому мнение родителей при модернизации школьных систем, конечно, учитывается.

 

Владимир ЧЕРНЫШОВ, руководитель штаба родительского общественного контроля при Общественном совете Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:

– Среди широкого спектра задач, стоящих перед штабом родительского общественного контроля Воронежской области, одна из основных – оказание помощи администрациям образовательных организаций в создании комфортных условий обучения для наших детей. С этой целью представители родительской общественности поднимают злободневные вопросы, возникающие в ходе реализации программы модернизации системы общего образования и других инициатив, поддержанных президентом. В сфере внимания штаба родительского общественного контроля находятся такие вопросы, как безопасность учеников, их питание и капитальный ремонт школьных зданий. Хочу отметить, что в Воронежской области в прошлом учебном году не было особых проблем в этих направлениях. Наш штаб активно работает с февраля 2022 года, мы провели несколько рейдов по проверке организации питания в школах региона. Надеемся, что ремонт школьных зданий также пройдет на соответствующем уровне.

Хочу выразить признательность органам государственной власти за тесное взаимодействие и оперативное реагирование на запросы и пожелания родителей, обозначенные на этапе формирования требований к ремонтным работам. Надеюсь, что совместно выработанные решения приведут в итоге к тому, что наши дети придут в новую образовательную среду, которая позволит шире раскрывать их таланты.

Думаю, что контроль со стороны родительской общественности является одним из немаловажных факторов, которые позволят реализовать программу модернизации системы общего образования с наибольшей эффективностью.

 

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:

– Уверена, что общественный контроль может повлиять на реализацию программы. И не только. В данном случае важно, чтобы родительский актив не был «карманным», а имел свою точку зрения, свой взгляд на происходящее. Лучший вариант – использовать для этого представителей профессионального сообщества родителей, то есть тех из них, кто имеет отношение к строительству и ремонту. Причем привлекать их стоит на всех этапах реконструкции школьного здания: составление дефектной ведомости, технического задания, сметного расчета, проверка проекта, промежуточный контроль хода строительных работ и сдача объекта в эксплуатацию.

Грамотное сотрудничество с родителями при реализации программы повлияет и на взаимоотношение школы и семьи: возрастет взаимоуважение родителей, желание помогать и участвовать в жизни образовательного учреждения.

Что касается наших родителей, они контролируют летний отдых детей, в течение учебного года – их питание и участвуют в реализации данной программы. Но, к сожалению, в этой работе много формализма. Учиться общественному контролю надо всем. И не забывать поощрять лучших.

 

Екатерина К., мама школьника,

пос. Селятино, Наро-Фоминский район, Московская область:

– Да никак он не повлияет! Потому что любой инженер-строитель всегда сможет убедить обывателей-родителей в том, что их предложения не имеют обоснования, что мечты мечтами, а реальность реальностью.

В лучшем случае предложения и замечания общественности будут учтены и приняты к сведению, что эту самую общественность успокоит. А потом, спустя месяцы, выяснится, что все идет, как задумано изначально, «ну так сложилось, извините!». Или даже просто без извинений. Мало ли примеров в других отраслях, когда власти обещают все что угодно, лишь бы снизить накал страстей, а потом оказывается: закрытые свалки продолжают заполнять мусором, из вырытого в неположенном месте карьера по-прежнему вывозят песок, а запрет на вырубку леса или парка автоматически снимается по причине отсутствия леса и парка – все уже вырубили.

То же и со школами. Любые изменения в проекте – это большие затраты. Спрашивается, кто же на это пойдет, только чтобы угодить родителям с их капризными требованиями «хотим бассейн в холле и клумбу в рекреации»?

 

Татьяна Т., мама школьника, Великий Новгород:

– А почему родители вообще должны участвовать в контроле, наблюдении за школой? Ведь не приглашают же, например, посторонних людей контролировать свою деятельность повар в столовой, юрист в компании, инженер в проектном бюро! Каждый человек на своем месте просто должен делать свою работу, и выполнять ее отлично. Собственно, и сам директор образовательного учреждения не должен контролировать, как строят или модернизируют его школу. Он же не строитель и ничего в этом не понимает. А контролировать этот процесс должны те, кому положено. Если вышестоящие органы сомневаются в компетентности этих людей или боятся воровства, пусть контролируют они! А родители учеников должны в это время идти на свою работу и отлично трудиться там.

 

Юрий Я., председатель совета отцов школы, Нижний Новгород:

– К сожалению, родителей мало привлекают к принятию решений по вопросам ремонта и оснащения школ. В основном с нами сотрудничают в плане воспитательной работы. Но вот был в нашем городе кейс, когда совет отцов и родительский комитет сообща решали важнейшую задачу. Когда капремонт в одной из гимназий тормозился подрядчиком (одного подрядчика меняли на другого, были проблемы с финансовыми потоками), только благодаря настойчивости этих двух общественных сил вопрос удалось решить, и капремонт довели до конца. Но это скорее исключительный случай. Мы хотели бы быть в числе тех, кто принимает решения и определяет, что нужно детям в первую очередь.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте