Современные реалии требуют от учителя и классного руководителя нового подхода к процессу организации внеклассных мероприятий, поиска новых форм, интересных и понятных поколению современных школьников, владеющих азами компьютерной грамотности и проводящих свободное время за компьютерными играми. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение электронных игр оказывают большое влияние на ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его увлечения. Мозг ребенка, настроенный на получение информации во время просмотра развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью медиасредств. Очень важно организовать процесс воспитания так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением сотрудничал с учителем и сверстниками, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю и классному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов воспитания и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Создание игры-квест – это попытка совместить ставшую привычной школьникам компьютерную игру с познавательной, развивающей деятельностью.
Важное место во внеклассной деятельности занимает патриотическое воспитание. Я разработала серию внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание. Начинается работа в начальной школе и продолжается в среднем и старшем звене. Цикл мероприятий под общим названием «Русский дом» делится на звенья: «Тайна школьного двора», «Школьный двор. Тайна слова», «История России», «Русская кухня», «Великие русские имена». Информационный материал содержит теоретические сведения о культуре и истории как русского, так и хакасского народа (мы живем в Хакасии). Представленное мероприятие проводится совместно с родителями в выходной день. Лучшее время проведения – начало учебного года (первая учебная четверть, теплые осенние дни). Сочетание интеллектуальных конкурсов, познавательных моментов, подвижных спортивных игр – интересное времяпровождение для детей и родителей, способствующее сплочению классного коллектива, классного руководителя и родителей данного класса.Задачи Образовательные:- повысить познавательный интерес к родному краю, к своей стране; – активизировать и обогащать словарный запас. Воспитательные: – воспитывать толерантное и уважительное отношение к культуре своего народа; – воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в результате совместной деятельности; – вырабатывать умение находить общие решения в поисковых ситуациях. Материалы к мероприятию и оборудование: мультимедиа, презентация, карточки с заданиями, карточки-таблички, костюмы.Предварительная подготовка. Накануне игры класс получает посылку с таинственным письмом: «Для всех, кто не боится трудностей и умеет бороться с опасностями, кто знает чуть больше других, мы проводим игру-квест «Школьный двор. Тайна слова». Учитель предлагает ребятам разделиться на две группы: организаторы и искатели. Первая группа совместно с классным руководителем готовит интересные задания (изготавливает маршрутные листы, подбирает теоретический материал); вторая группа, искатели, выполняет задания игры.Ход мероприятия1-й уровень. Сбор всех участников игры у центрального крыльца школы. Классный руководитель: Ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный классный час. Мы собрались во дворе нашей замечательной школы, чтобы дружно, интересно и весело провести выходной день. Нас ждут увлекательные приключения, интересные задания, новые знания. Любите ли вы играть в компьютерные игры? Сегодня мы проводим игру-квест, главными героями которой будете вы. Вам предстоит разгадать тайны школьного двора и узнать тайну слова. На каждом уровне игры вы получите задание от сказочных персонажей и записку с указаниями дальнейшего маршрута, написанную таинственным незнакомцем. Кто этот таинственный незнакомец? Это вы сможете узнать лишь тогда, когда соберете все записки, так как в каждой незнакомец оставляет подпись – одну букву. Лишь собрав все записки, вы узнаете, кто этот таинственный незнакомец. Получите первое задание и приступайте к игре. Желаю удачи! Ученики получают записку с заданием.1-я записка Мои дорогие искатели! На территории школы есть плетень. Отправляйтесь к нему. Среди елей и кустов сирени прячется «старичок-лесовичок». Найдите его. Выполните его задание. У него вы узнаете, куда следовать дальше. Ваш друг.P.S. Кто я, вы узнаете, когда соберете все записки. В каждой я буду оставлять одну букву. Сложив все буквы в слово, вы узнаете, кто я. Желаю удачи!2-й уровень. Лесопарк. Действие происходит во дворе школы со стороны запасного входа. В зоне посаженных деревьев за плетнем прячется организатор («старичок-лесовичок»). Искатели находят его. Он дает задание.Задание: найти в этой зоне 12 предметов и собрать их в корзину (капуста, морковь, тыква, кабачок, лук, репа, кедровая шишка, яблоко, картошка, груша, банан, ананас). Определить, что из собранного не растет в нашем регионе. Когда искатели находят все предметы и правильно отвечают на вопрос, команда получает листок с указанием направления дальнейшего следования.2-я записка Мои дорогие искатели! Вам следует найти на территории школы некое архитектурное сооружение, предназначенное для перехода, переезда через препятствие. Отправляйтесь к нему. Там вы увидите водный поток, текущий струей. Ищите в нем след. Желаю удачи! П.3-й уровень. Мост. Действие происходит во дворе школы около каменного ручья с деревянным мостиком. Искатели ищут спрятанную записку, в которой указано направление их маршрута. Записка спрятана под мостиком.3-я записка Мои дорогие искатели! Отправляйтесь в свой школьный кабинет. Там вы получите новые знания. Удачи! А.4-й уровень. Архитектура. Этот этап игры проводится в школьном кабинете.Классный руководитель: Ребята! Общая тема всей игры – Родина. Мы проводим игру, чтобы лучше узнать свою Родину: ее культуру и историю, нравы и обычаи. Наш следующий уровень – теоретический, познавательный. «Русские чудеса света».Классный руководитель показывает мультимедийную презентацию с изображением архитектурных памятников нашей Родины.Пример: Храм Покрова на НерлиКлассный руководитель: Недалеко от города Владимир, на берегу реки Нерль, среди заливных лугов, стоит белокаменный храм Покрова Богородицы – гордость русского зодчества. Одни сравнивают этот храм с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Другие уподобляют церковь милой девушке в подвенечном наряде или белой лебеди, голубке. Третьи называют чудом русского искусства. Нежность, красота, гармония, грусть и печаль – все слилось здесь воедино. Поэты восхищались красотой церкви в стихах:Невысокая, небольшая,Так подобрана складно ты,Что во всех навек зароняешьОщущение высоты -Так в округе твой очерк точен,Так ты здесь для всего нужна,Будто создана ты не зодчим,А самой землей рождена.Наум Коржавин Известны ли вам, ребята, архитектурные памятники нашей Родины?Классный руководитель показывает слайды с изображением архитектурных памятников России. Дети называют их.1. Кремль. Красная площадь.2. Покровский собор (собор Василия Блаженного). Москва.3. Преображенская церковь. Кижи.4. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.5. Зимний дворец. Эрмитаж. Санкт-Петербург.6. Памятник А.С.Пушкину. Москва.7. Памятник Петру I в Петербурге. «Медный всадник».8. Памятник М.В.Ломоносову. Москва.После выполнения задания ученики получают записку с указанием дальнейших действий.4-я записка Мои дорогие искатели! Чтобы узнать дальнейший маршрут, вам надо найти на книжной полке книгу с синей обложкой. В ней вы найдете следующее задание. Удачи! Т.5-я записка Мои дорогие искатели! Есть на территории нашей школы озеро цветочное с волшебной птицей. Птица та не только по озеру плавает, но и в тетрадках иногда появляется. Отправляйтесь туда, там вас ждет красна девица. Р. На территории школы находится цветочная клумба с деревянной фигурой лебедя. Там детей ждут ведущие в национальных русских и хакасских костюмах.5-й уровень. Царевна-лебедь (загадки).Ведущий: Чтобы узнать дальнейший маршрут, вам надо отгадать загадки.Ведущие по очереди загадывают русские и хакасские загадки.Русские народные загадки1. По горам, горам ходит шуба да кафтан. (Баран)2. Два братца в воду глядятся, а век не сойдутся. (Берега)3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блин)4. Сто гостей, сто постелей: у каждого гостя своя постель. (Улей)5. Кругом связан, а по избе пляшет. (Веник)6. Два братца купаются, а третий насмехается. (Коромысло с ведрами)7. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)8. Зубов много, а ничего не ест. (Пила)9. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (Гриб)10. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)11. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)12. Издалека прилетает и весну всем объявляет. (Ласточка)Хакасские загадки1. Синий бык мой кричит, и всему народу слышен. (Гром)2. Из-под луны я вынул золотое сверло. (Туман)3. Стрела, пущенная от земли, долетает до неба. (Дым)4. На степи лежит жирная кость. (Змея)5. Вокруг озера сидят большие утки. (Ресницы)6. Два тополя стоят вниз головами. (Косы у женщины)7. У пяти человек одна поясница. (Рука)8. Стоит одинокое дерево и пылает. (Свеча)9. У двух юношей – одно плечо. (Скамья)10. Два ворона бьют друг друга по подбородкам и щекам. (Ножницы)Искатели отгадывают загадки. Ведущие отправляют их на школьный стадион.6-й уровень. Спортивный. Баскетбольная площадка. Два «спортсмена» проводят конкурсы. Дети играют в спортивные игры, которые заранее придумали организаторы. Команда искателей выполняет их задания и получает указания по дальнейшему продвижению.6-я записка Мои дорогие искатели! Идите туда, где летом стояла вода и цвели среди камней цветы. И.Искатели отправляются к небольшому пруду.7-й уровень. Сказки. Участники игры получают список из названий известных им сказок и рисунки (приготовленные заранее организаторами) с иллюстрациями к этим сказкам. Им нужно назвать сказку по иллюстрации.См. табл. 17-я записка Мои дорогие искатели! Куда пойти дальше, вы узнаете, если прочитаете этот текст. Это место находится между большой и маленькой школой. Оно окружено забором из природного и очень прочного материала. За забором посажены растения. Справа и слева от него – крыльцо. Ищите это место. Там вас ждут бесстрашные рыцари. О. Детям дается текст с пропущенными буквами.Действие происходит во дворе школы около каменной стены.8-й уровень. Рыцарский турнир. Искатели и организаторы играют в подвижные игры, которые придумывают заранее. Затем все вместе отправляются в школьный кабинет.9-й уровень. Пословицы и поговорки.Классный руководитель: Чтобы получить последнюю записку, вы должны распределить русские и хакасские пословицы в табличке по темам. Недостающие элементы вы должны вспомнить сами. На доске нарисована таблица. Дети прикрепляют магнитом карточки с записанными пословицами по темам. Каждая пословица записана на отдельной карточке.Русские пословицы1. Грамоте учиться – всегда пригодится. 2. Один в поле не воин. 3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 4. Скучен день до вечера, коли делать нечего. 5. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 6. Всякому мила своя сторона. 7. В гостях хорошо, а дома лучше. 8. Яйца курицу не учат. 9. Век живи – век учись. Хакасские пословицы1. Богач умрет – деньги останутся, умный умрет – имя останется. 2. Грамотный человек подобен солнцу, неграмотный – темной ночи. 3. И конь на свою сторону рвется. 4. Хоть сытым да в тепле быть, а дома все равно лучше. 5. С хорошим другом свернешь и горы. 6. У лентяя нет мечты. 7. Сын всегда будет должен матери. 8. Кто хорошо работает, у того губы в сале. 9. Вместе голодай, вместе мерзни, но друга не бросай.См. табл. 28-я записка Отлично, ребята! Вы справились с заданием. Сложите из карточек слово. Ваш друг. Т. Ученики складывают карточки, читают слово «патриот».10-й уровень. Итог. Классный руководитель: Патриот – это человек, горячо любящий свою Родину. Архитектурные памятники, пословицы, поговорки, сказки – это национальные ценности любого народа. Люди исчезают, а творения, созданные ими, остаются. Они отражают основные важнейшие представления народа о главных национальных ценностях – семье, любви, Родине. Давайте же любить и изучать историю и традиции своей Родины, будем патриотами. Начинается любовь к Родине с малого: с любви к своей семье, к своей родной школе, к своему городу, к своей республике. Ирина РОДЕНКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №50 города Абаза Республики Хакасия
Комментарии