А идея-то, наверно, была хороша – отметка как обратная связь педагогической деятельности с ее результатами. Учитель, проектирующий и организующий развитие личности, должен быть вооружен ясным видением происходящего. А ребенок вправе обрести ясность по поводу смысла своего времяпрепровождения в школе. Единственный оправданный смысл – его рост. С двойкой – понятно. Но вот беда – …опять пятерка. Пятерка вчера, сегодня, завтра! Чем эти пятерки отличаются друг от друга? Сегодняшняя обнаруживает для ученика, что он, что называется, на уровне. По сравнению ну, скажем, с соседом. А по сравнению с самим собой?
В этой сегодняшней пятерке, как и во вчерашней, нет и намека на его ученическое продвижение, изменение, рост. Индивидуальное развитие. Как “я” изменился, насколько вырос за целый день в школе? Вопросы без ответа. Так что же делать? Нужны новые, современные средства оперативного отражения результативности работы учителя и ученика.
Кандидат психологических наук, автор и разработчик новых технологий обучения Алексей Кушнир предлагает создание автоматизированных баз знаний по основным школьным курсам, обладающих гибкой системой коммуникаций и позволяющих за короткое время выяснить в диалоге с учеником глубину его проникновения в ту или иную область. Предположим, что нормативная, соответствующая государственному стандарту за курс средней школы база знаний, например, по физике, “стоит” тысячу баллов. Любой ученик школы может как минимум раз в неделю выяснить, сколько “стоит” его собственный физический “файл”. Триста баллов неделю назад и 350 – сегодня – отличный повод не только для хорошего настроения. Подобная система обратной связи дает возможность сделать наглядным продвижение ученика вперед, а иногда и назад, в содержании школьной программы по конкретному предмету. А что если и впрямь запустить ее в школе?
Елена КОМАРОВА
Комментарии