Я пишу этот очерк о Николае Токранове уже почти три месяца. Честно говоря, даже не пишу, а прокручиваю в голове все, что я узнала о казанском филологе весной этого года, когда побывала в Татарстане, в школе, где он работает, в городе, где он живет. Почему не решалась написать? Потому что учитель года Республики Татарстан-2012 сказал мне на прощание этак спокойно: «Интересно, что вы увидели во мне такого, чего я сам о себе не знаю…» Бросил вызов как журналист журналисту. Почему все-таки пишу? Я решила, что кроме вызова у меня есть долг перед читателями газеты, которые ждут очередной очерк об участнике всероссийского финала прошлого года. И я им просто расскажу, кто он такой – Николай Валерьевич ТОКРАНОВ, учитель русского языка и литературы русско-татарской школы №111 Советского района Казани.
Да и какое, скажите на милость, соревнование, если мы с Николаем из разных журналистских жанров? Я газетчик, Токранов телевизионщик. Кстати, наверное, и сегодня бы работал на телевидении, возможно, уже даже не на казанском, а на питерском или московском, если бы не призвала его к себе школа. Если бы не случилась банальная вещь, о которой советские журналисты писали охотно, а современные почти не упоминают, не модно: человек нашел себя и поверил в свое призвание. Я вас еще не запутала? Филолог, тележурналист… Кто он наконец? Все по порядку. Смонтированный в голове сюжет выдаю на газетную полосу, картинку за картинкой. Смотрите… То есть читайте.Картинка перваяДолжна она изображать Николая Токранова в 16-летнем возрасте, точнее, даже в 15-летнем. Только что начался 11-й класс -Николай поступил в школу в 6 лет, причем в экспериментальную гимназию с эстетическим уклоном и раздельным обучением мальчиков и девочек. Занимался музыкой, ритмикой, играл на сцене. Народный театр до сих пор серьезное увлечение. А тогда почему-то весь этот школьный опыт показался несущественным, надо было выбирать профессию… Из всего багажа Николай решил взять во взрослую жизнь разве что умение мастерски писать сочинения и стихи. И точное понимание, что он чистый гуманитарий. На вопрос мамы, куда он будет поступать, Токранов ответил: в Казанский педагогический университет. Но грамотность хромала, как быть? Пошел на подготовительные курсы, которые оказались настоящей школой молодого бойца. «На курсах нас натаскивали. Мы писали диктанты, потом разбирали, нам очень строго выговаривали за ошибки. Эта система подготовки не щадит личность, но тогда она сработала».Май, выпускной класс. Николай рассказывает своей учительнице русского языка, что собирается на филфак. Удивленное лицо педагога: «Зачем тебе это?» Но «это» ему уже было нужно, и он уже был готов к такому подвигу. Настолько, что подал документы даже не в педагогический, а в классический Казанский государственный университет им. В.И.Ленина. Настолько, что вступительное сочинение написал на максимальный балл… «Это была моя первая победа, когда я понял, что возможно все». Николай до сих пор хранит тетрадки с подготовительных курсов, демонстрирующие его преображение, и показывает эти «документы» старшеклассникам, которые томно вздыхают над плохими отметками по русскому языку: нам, мол, учиться уже поздно. И это работает!Забавная деталь, которая неплохо бы смотрелась как телевизионная картинка: юноша, десять лет проучившийся исключительно среди мальчиков, заходит в учебную аудиторию филфака, где его окружают, естественно, только девушки, за исключением еще одного парня, и впадает в раздумье: куда сесть?!Картинка вторая Следующий сюжет – это просто сплошной драйв. После третьего курса в поисках подработки 19-летний Николай пришел на кастинг местной телекомпании. Огромная очередь, хвост которой стоял на улице, немного смутила молодого человека – он был 122-м… Однако Николай успешно прошел конкурс. Еще одна победа! Наш герой стал ведущим антинаркотической программы «Лабиринт». Потом – журналистом-корреспондентом, сам делал сюжеты, особенно интересовался социальной тематикой. Как-то освещал проект центра социальной защиты для сельских детских домов. Идея была хорошая – создание ферм для социализации детей на селе. «Помню, жил в детском доме, общался с детьми. Просиживал вечерами в разговорах», – рассказывает Николай.Так, крупинка за крупинкой, складывался опыт для будущей педагогической деятельности, о которой тогда Николай Токранов даже не мечтал, не думал. Хотя и вожатым в лагеря ездил…Но главной пока оставалась работа на телевидении. Тем более что здесь все время открывались новые горизонты. Николай перешел работать в службу вечерних новостей. День ему давался на подготовку и создание новостей, а вечером они с пылу с жару выходили в эфир. Успеешь выдать сенсацию первым – молодец, не успеешь… Он успевал. Николай вспоминает, и лицо его светлеет: «Тебе говорят: «2 минуты», – это значит, столько осталось до эфира. Это огромная ответственность. Ты вытаскиваешь кассету с готовым сюжетом, бежишь по коридору, слышишь, что уже идет заставка программы, а твоя новость первая. Это настоящая жизнь, адреналин. С тех пор у меня отношение ко времени изменилось. До этого я позволял себе опаздывать и ничего страшного в этом не видел. Теперь понимаю, что пять минут – это очень много». Телевидение упустило Токранова в тот момент, когда он попал на 5-м курсе на педпрактику в 111-ю русско-татарскую школу Казани. И был поражен, восхищен профессионализмом своего куратора Марии Петровны Шмаковой. Захотелось так же работать самому. Тем более что по окончании практики наставница спросила Николая: «Вы не хотите работать в школе? Попробуйте, это ваше. Поработайте хотя бы на полставки».«Два года работал без выходных, – улыбается Токранов. – Понедельник, вторник – телевидение, среда – в школе, четверг, пятница – телевидение, суббота – в школе, воскресенье – телевидение. Это выматывает…» Выбрал в конченом итоге школу. «Потому что я школьный человек. В школе ведь невозможно просто работать. Здесь начинаешь жить. Школьные люди никогда не хают школу, что бы ни происходило. Потому что они понимают: школа – это мы. Они получают от школы нечто важное. Как у Земфиры в песне: «Что-то важное между». Необъяснимое».В 111-й всегда рады молодым кадрам. И кстати, директор Анастасия Яковлевна Звездина в свое время тоже после педпрактики здесь осталась… Средняя школа (не лицей, не гимназия, но такая теплая, уютная) известна в городе своей внеклассной работой, а это для учеников очень много значит.Дали Токранову сначала 10-й класс, сейчас эти ребята уже студенты – инженеры, филологи, архитекторы, дизайнеры… Многие учатся в казанских вузах и часто заходят в школу, к своему классному, в 17-й кабинет. Мне повезло пообщаться с ними, поиграть в филологическую, конечно же, игру и узнать, что первокурсники… скучают по урокам русского языка и сочинениям. Картинка третьяНа конкурс «Учитель года» большинство педагогов попадают не по собственному желанию, а потому что попросили, заставили, настояло начальство. С Николаем Токрановым случился «мягкий» вариант – ему сказали, что на него надеются. И он окрылился. Первое впечатление от конкурса – интересно, в психологическом отношении несложно и даже весело. Для публичного человека, экстраверта, вчерашнего тележурналиста, актера народного театра не составило труда выйти на сцену с мастер-классом, спокойно вести урок в присутствии массы гостей. Но конкурс – это не только актерство, что бы ни говорили его противники. Однако и содержательную часть Николай продемонстрировал без сучка и без задоринки. Уже был небольшой, но достаточный опыт, к тому же помогли методисты районного методцентра. Зав. информационно-методическим отделением городского методического центра по Советскому району Казани Лариса Сомова признается, что Николай Валерьевич не из тех людей, кому можно что-то навязать, он внимательно, вежливо выслушивает, а поступает иногда по-своему.Свое участие во всероссийском финале Николай считает удачей – молодой педагог со стажем всего пять лет… «А еще мне было приятно увидеть талантливых, умных, порядочных коллег, которые живут, как и я, школой. Это и есть наше российское учительство». «Что посоветуете новым участникам?» – «Верить в себя, относится к конкурсу как к благу, а не как к наказанию».Картинка без номераШкольные сюжеты, учитель и ученики на уроке – сколько раз это будет повторяться каждый день в жизни Николая Токранова, неизвестно. Но мне кажется, это надолго.Интересно, что на уроке он не такой, как во время интервью, когда, конечно, бессознательно «делает лицо». Он выдыхает и становится самим собой. Все достаточно буднично – закрепляет спряжения с 5-м классом, разбирает помещиков из «Мертвых душ» с девятиклассниками. Держится строго, вольности ученикам не позволяются, но вежливая манера, словечки, к которым дети уже привыкли: «Друзья мои… Давайте подумаем, как сделать это лучше… Хорошо, замечательно…» Детей не обманешь. И хотя Николай Валерьевич ставит иногда и двойки, ученики знают – он добрый учитель. Переводя на детский: «Орать не будет». Дети ценят, что на классном часе они вместе поют песни под гитару. Что на уроке им дается шанс – возможность исправить плохой ответ. Не знаю, как ребятам, но мне на уроках казанского филолога больше всего понравились минуты чтения классики. Николай мастерски читает прозу и стихи. После урока по «Мертвым душам» я пересмотрела по какому-то порыву души советскую многосерийную экранизацию Гоголя с Калягиным в главной роли. Вдохновил.Нынешние подопечные классного папы Николая Токранова – шестиклассники в новом учебном году, детки непростые, шумные, о себе высокого мнения, но держащие себя в руках пока с трудом, хотя Николай Валерьевич уже многое сделал для их воспитания. Важно, что они от учителя в восторге – может быть, захочется быть таким, как он…В чем же секрет? Почему строгий, но добрый? Все просто, объясняет Николай: «Невозможно учить, не любя… Любовь – ключевое слово в педагогике. Для меня оно свежо всегда». А еще между ним и детьми, даже если ребята отвлекаются во время урока на свои мобильные, возникает необъяснимое единение, по которому многие судят о хорошем учителе…Что же я открыла нового о Николае Токранове для самого Николая Токранова? Да ничего, пожалуй. Но вот что я скажу: мужчина в классе у доски – это потрясающе красивое зрелище. И я хотела бы, чтобы моя дочка сидела в этом классе ученицей.фото автора
Комментарии