search
main
0

Школьные «войны». Как не потерять доверие ребенка

Экзаменационная пора – период сложный во всех отношениях. Именно в это время нервы напряжены до предела, так что конфликты между учителями и выпускниками, а то и между коллегами, возникают прямо-таки на пустом месте. Впрочем, не всегда причина школьной «войны» в несдержанности и расшатанных нервах. Зачастую на кону профессиональные амбиции, зависть, возникающая по отношению к тем коллегам, у которых в классе больше медалистов… Как со всем этим справиться, не потеряв уважения и доверия учеников? Иногда достаточно честного, откровенного разговора между педагогами, в трудных же ситуациях без помощи психолога не обойтись.

Два года назад одиннадцатиклассник одной из иркутских школ нанес своей учительнице по физике шесть ножевых ранений в спину – она не хотела исправлять ему двойку в четверти, и мальчика не допускали к экзаменам. Позже выяснилось, что противостояние длилось три года. Против учительницы выступили школьники, заявившие, что она всегда находит себе «жертву». Преподавателя с двадцатилетним стажем не поддержали даже коллеги.

Учиться или не учиться?

Школьные конфликты были всегда. Они заложены самой ситуацией: учитель обязан требовать, ученик – выполнять. Ученику не хочется делать, поэтому приходится вступать в конфликты – скрытые или явные. Иногда учитель сам провоцирует конфликт для того, чтобы вытащить внутренние проблемы детей. Но бывает так, что и родителям нужно идти на столкновение с учителем ради спасения своего ребенка. Сейчас школьных конфликтов все больше. Хуже того – они становятся все жестче. Современные учителя подчас неспособны быть терпимыми к своим ученикам и их родителям. Но это лишь часть проблем.

Понятно, что учитель – главная фигура, которая занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль. Отношения учителя и ученика неравноценны. По праву «сильного» учитель всегда может высказать ученику все, что он о нем думает. А вот ученику практически никогда не удается во всеуслышание заявить о своей «оценке» учителя. Не редкость, когда учителя ставят оценки не за знания, а за «отношения». Отличнику прощается невыполненное по уважительной причине домашнее задание, а двоечнику – нет. «Неугодным» занижаются оценки. И тем самым загоняют их в тупик двоек. Когда в процессе учебы существуют позитивные обратные связи – одобрение, позитивная оценка, то мотивация ребенка к учебе усиливается. Если же преобладают негативные обратные связи – неудовлетворительные оценки, которые свидетельствуют о неуспешности или некомпетентности, то мотивация снижается. Если педагогическое влияние воспринимается учениками как информация об успехах, то оно усиливает чувство личностной компетентности, самоуважения. Если же педагогическое действие приобретает содержание контроля над поведением, это может вызвать протест и полное нежелание учиться. Возможно, ученикам надо давать большую свободу выбора – например, заданий для домашней работы, что позволяет им не чувствовать полной зависимости от педагога. Обучение эффективно, когда ученик испытывает удовольствие и от процесса обучения, и от достигнутых результатов, и от самого посещения класса, от общения с учителем. Какое может быть желание учиться, если учитель с учеником «на ножах»?

Конфликт – в руках педагога

Поменялся не только учитель, но и ученик, которому трудно адаптироваться к школе. Современные дети в большинстве своем безответственно требовательны. На первом месте у них стоит удовлетворение собственных потребностей. Они более амбициозны, нежели их предшественники лет 10-20 назад. Нередко от учащихся можно услышать высказывания типа: «А вы должны», «Это ваша обязанность», «Это ваши проблемы». В последние 50 лет и информационная нагрузка, и интенсивность обучения только растут, есть виды образовательных учреждений, где обучение идет за счет здоровья. Дети тоже эмоционально выгорают. Но их поведение – итог воспитания не только учителей. Желание учиться зависит и от родителей. Острый конфликт в школе – конфликт непонимания. Учитель не понимает, почему ребенок мешает на уроке, крутится, не умеет решать задачи, плохо запоминает и так далее. А так как не понимает, не может помочь. Чаще обвиняет родителей, возможно, не напрасно. Родители в свою очередь не понимают претензий учителя. И тоже не могут или не хотят помочь ребенку. Перекладывая всю ответственность на школу, они не обладают элементарными педагогическими знаниями. А ведь они воспитатели, и науке быть родителями надо учиться. Мамы и папы часто даже не догадываются о школьных конфликтах. Отношения между детьми и родителями лишаются душевной близости, взаимного доверия. Ребенку не с кем поделиться наболевшим, не у кого искать защиты.

При всех трудностях учителю не следует выходить за рамки своей роли. Он должен одинаково относиться ко всем детям. Любить всех детей невозможно, но возможно видеть их личности. Чтобы хорошо работать вместе, людям необязательно испытывать друг к другу нежные чувства, достаточно вежливых и чутких отношений. Учитель должен, уважая ученика, давать знания по своему предмету. И еще он должен уметь предотвращать конфликты. Это его должностная обязанность, которая никоим образом не связана с любовью или нелюбовью к ученикам. Учитель обязан быть справедливым, относиться к каждому ученику так, как он того заслуживает. Не должен быть слишком строгим при выставлении оценок, ведь главное – не сама оценка, а знания ученика. Учитель должен быть терпеливым и внимательным. Если он видит, что ученик чем-то расстроен, не надо его спрашивать и делать замечания, что он не слушает. Надо прежде всего его понять, ведь ученик – человек со своими проблемами и недостатками. А главное – чтобы учитель шел в класс с улыбкой, а не как на плаху. Нельзя срывать свою злость на учениках. Между учеником и учителем могут возникнуть неразрешимые противоречия, но чаще в этом виновен сам учитель, его невыдержанность, бестактность, недалекость. Педагог всегда должен помнить об осторожном, бережном отношении к маленькому, еще не сформировавшемуся человеку и тщательно обдумывать каждый свой поступок. Тогда неразрешимых противоречий будет гораздо меньше. Если учитель мало может повлиять на ход развивающегося конфликта, так как причина – запущенность ребенка, выросшего в неблагополучной семье, он должен хотя бы сгладить возникший не по его вине конфликт.

Конфликт между учеником и учителем не возникнет, если учитель изначально выберет позицию не тирана, а лидера, будет держать определенную дистанцию и при этом доверительно общаться с детьми. Бывает, конечно, что ученик сам идет на конфликт. Но на стороне педагога – мудрость, эрудиция, профессионализм. Справиться с конфликтом можно, каким бы серьезным он ни был. Если не получается самостоятельно, для начала следует обратиться к школьному психологу, который обязан сопровождать учебный процесс и знать, что происходит в школе. Если психолог в хорошем контакте с педагогами и учащимися, он так или иначе знает о сложных отношениях между педагогом и ребенком. Его обязанность – урегулировать ситуацию. Важно не забывать, что педагог старше и должен быть мудрее. Как бы взросло ни выглядел ученик, он ребенок, а значит, менее защищенная сторона. Психолог должен защитить права ребенка, настроить на общение ученика и педагога. Конфликты бывают разные – ученик отказывается воспринимать учителя как авторитет, а может быть, педагог не поладил с родителями ученика и на этой почве питает неприязнь к ученику. Но последнее слово всегда за педагогом, подход можно найти к любому ребенку. Если у педагога нет возможности справиться самостоятельно или обратиться к психологу, нужно все равно искать «третьего» – просить о помощи коллег, администрацию школы, родителей.

Кризисное отделение

В любом случае инициатива по разрешению конфликта должна быть сосредоточена в руках педагога. Это его работа. Нельзя затягивать ситуацию. Нужно суметь поймать конфликт в стадии нарастания и постараться предотвратить его развитие, поскольку в момент апогея, бури чувств конфликт разрешать бессмысленно. Не пропускайте начало конфликта. Его желательно разрешить на начальной стадии и не запускать. Главное – понять природу конфликта, разобраться в нем, а для этого необходим диалог. Старайтесь не впадать в крайности, не применять насилие. Найдите в себе силы извиниться, если неправы. Это бывает трудно, но потому педагог и должен постоянно совершенствоваться. Если же учитель не желает разрешать спор, ученик должен действовать сам. По крайней мере рассказать родителям или директору школы. Мама и папа должны быть внимательнее к ребенку, следить за его психоэмоциональным состоянием. Даже если он ничего не рассказывает, но в школу идти не хочет, выясняйте, в чем причина – ступайте к учителю, классному руководителю, психологу, директору. Помогите своему ребенку.

Многие конфликты происходят от нехватки знаний друг о друге. И если родители не могут, не хотят рассказывать о кризисе в жизни ребенка, учитель должен увидеть это сам. У детей кризисов не меньше, чем у взрослых, и учебе они не способствуют, а вот конфликтам – да. Может быть, он потерял близкого человека – умерла бабушка, предал лучший друг или ушла любимая девушка? Может быть, подросток прочитал медицинскую энциклопедию и понял, что у него куча смертельных болезней? Когда привычный мир подростка рушится, ему не до учебы. И даже не до вежливости. Основные признаки эмоционально-психологической неустойчивости человека: видит весь мир в мрачных тонах, плачет или замыкается в себе, не хочет ни с кем разговаривать, считает, что жизнь несправедлива по отношению к нему, резок в коммуникации, ищет ответа, почему это случилось с ним, страдает и мучается от невыносимости такой ситуации, не хочет говорить о своей ситуации. Обращайте внимание на настроение своих учеников, и конфликтов будет меньше. Постарайтесь помочь человеку: будьте к нему внимательны и доброжелательны, не требуя от него того же, не обсуждайте его жизненную ситуацию ни с кем, даже со своими родными и близкими. Попробуйте отвести ученика к психологу. Но если он решил поделиться с вами, слушайте его внимательно, выражайте искреннее сочувствие, оказывайте эмоционально-психологическую поддержку, поделитесь своей кризисной ситуацией, расскажите, как вы из нее вышли, посоветуйте, как ее можно пережить. Помните – даже то, что кажется вам мелочью с высоты возраста, для ребенка может быть настоящей трагедией. Ученики ценят хорошие отношения с теми учителями, которые могут разделить их радости и огорчения. При таких отношениях бывают и конфликты, но разрешать их значительно проще, отношения не доходят до конфронтации. И еще несколько советов, как избегать конфликтов с детьми. Никогда не упрекайте ребенка его близкими! Какими бы они ни были, это его родные, а вы учитель. Не наказывайте ученика с помощью оценок – они просто обесценятся. Не стоит и наказывать родителей, вызвав в школу и упрекая за проступки чада. Вы потеряете доверие своего ученика.

Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, психолог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте