власти, чем все премьер-министры”
Время убыстряется, набирает темп. Как всегда, это бывает в конце столетия, и сегодня возникает живой интерес к будущему, которое ждет нас уже так близко, за поворотом истории.
Роль образования в XXI веке будет по-прежнему велика – так считают участники недавнего “круглого стола”, организованного “Учительской газетой” в Московском педагогическом государственном университете. Встреча, в которой приняли участие около 100 специалистов, так и называлась – “Образование для XXI века”.
В своем вступительном слове ее ведущий, главный редактор “Учительской газеты” Петр положевец, заметил, что импульсом для проведения “круглого стола” стал доклад комиссии под руководством Жака Делора, подготовленный специально для ЮНЕСКО, – “Образование: сокрытое сокровище”. Для определения названия своего серьезного исследования комиссия воспользовалась басней Лафонтена “Пахарь и его дети”: “Сохрани вас Бог, продать наследство, оставленное вашими родителями, так как в нем сокрыто сокровище”, – завещал пахарь своим детям. Образование заключает в себе все то, что человечество узнало о самом себе. Перефразируя поэта, который воздал хвалу труду, можно было бы сказать, что пахарь был мудр, сказав перед смертью, что образование – это и есть сокровище.
Виктор Mатpосов, ректор Московского педагогического государственного университета:
– Бурное развитие и информатизация общества вызвали не менее бурный рост числа людей, охваченных теми или иными формами образования. Соответственно возросла потребность в высококвалифицированных учителях, преподавателях. Дефицит кадров в слабо развитых странах привел к переполнению классов, снижению качества обучения, особенно на уровне начальной и средней ступени. В связи с этим решение вопроса о профессиональном отборе и подготовке высококвалифицированных учителей и повышении их квалификации должно стать одним из первостепенных для современного общества. Необходимо уже в условиях школы тестировать школьников на предмет их склонности к учительской профессии. Практика московских школ, где созданы педагогические классы, показывает, что их выпускники затем довольно успешно обучаются в педагогических колледжах и вузах.
Не случайно ЮНЕСКО связывает напрямую проблему подготовки педагогических кадров с формулированием принципов образования для XXI века. А ведь низкое качество образования в некоторой степени сохраняет технологический разрыв между миром развитым и миром развивающимся.
Актуальность данной проблемы определяется весьма быстрым накоплением знаний о современном мире и необходимостью передачи этих знаний подрастающему поколению. Речь идет не о технических способах, а о такой методической обработке знаний, которая позволяла бы ученику усвоить знания обобщенно и так, чтобы оно могло использоваться в конкретной деятельности человека. Это означает в свою очередь необходимость постоянно совершенствовать подготовку педагогических кадров на различных уровнях, в том числе, выражаясь терминами доклада господина Делора, на дослужебном, или допрофессиональном, и служебном, или профессиональном, уровнях. Вместе с тем возникает вопрос о том, что должно обьединить их в одну систему. Единства можно достигнуть не только обеспеченностью учебного процесса современной техникой, технологиями обучения, а прежде всего постановкой общей цели. Личность выпускника школы становится такой всеобьемлющей целью, которая обьединяет и направляет усилия школьных педагогов, в то же время на нее должна ориентироваться и вузовская подготовка учителя. У молодого человека должны быть сформированы потребность и способность к труду, на их основе и с соответствующей мотивацией он мог бы включиться в любую общественно полезную, социально значимую деятельность, будь то умственная, физическая, учебная или трудовая. При этом он должен уметь рационально организовывать свою деятельность, достигая своей жизненной цели, самореализуясь и утверждая себя как личность, индивидуальность. Осуществление личностью деятельности не есть простое продуцирование последней, важно творческое отношение к ней, что предполагает совершенствование предмета, орудий и условий своего труда. Выпускник школы представляется нам человеком, обладающим культурой общения в коллективе, сотрудничающим с коллегами в сфере деловых отношений, расположенным к компромиссам, а не к конфронтации. Культура общения воплощается в сочувствии и сопереживании к окружающим человека людям. Достоевский проницательно сказал: “Сострадание есть главнейший, быть может, единственный закон бытия всего человечества”. Человек, покидающий школу, должен быть самостоятельным в принятии жизненных решений и ответственным за свои поступки, то есть предвидеть последствия своих действий. Все это зависит от учителя, выпускника педагогического вуза.
Екатерина Филиппова, учитель французского языка 34-й школы города Рязани, победитель конкурса “Учитель года России-96”:
– Мы вступаем в XXI век, определенный философами как век наук о человеке, где в центре – все его поведение и психология. Наверное, не случайно в последнее десятилетие наметился поворот современной школы к гуманизации и гуманитаризации образования, где центральная фигура процесса обучения – ученик.
Я считаю, что заповедью учителя XXI века должна быть заповедь “не навреди ученику”. Учитель – это помощник, он должен способствовать диалогу, развивать в ребенке коммуникативность. Ведь общение – это ключ к миру.
Недавно я вернулась из Франции, где состоялся конгресс учителей русского языка. Мы много ездили по школам, и что поразило прежде всего – это концентрация учителя на внутреннем мире ребенка. Утро в одной из французских школ начинается с того, что камеры снимают лица идущих на уроки детей, на которых, как правило, улыбки, доброта. Но вот ученик, чье лицо омрачено чем-то, нерадостно. Камера наблюдает за ребенком в течение всего дня, и, если это состояние не прошло, учитель, психолог, специальные службы начинают работать с ним. Нет у нас такой камеры, но у нас есть сердце, а, как говорил Экзюпери, “зорко только сердце”, и оно поможет нам увидеть боль ученика, помочь ему ее преодолеть.
Колин пауэp, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по образованию:
– Совершенно очевидно, что мир развивается гораздо быстрее, чем мы могли бы предположить 20 или 10 лет назад. Социально-экономические условия жизни, технологии и средства коммуникации в настоящее время являются поистине интернациональными. Образование должно подготовить молодых людей к участию в будущей жизни, в которой процесс ее глобализации будет развиваться сильней. Об этом говорится в докладе Жака Делора.
Вторая важная мысль, присутствующая в этом документе, относится к социальной однородности, сцепленности, сплоченности. По всему миру увеличивается разрыв между различными людскими группами, это происходит в связи с экономическим неравенством, миграцией, а также невозможностью отказа от религиозных, культурных и лингвистических особенностей. Таким образом, с одной стороны, образование должно быть средством сохранения уникальности каждого индивидуума, развития его талантов. Для школы это означает разнообразие содержания, а также различных методик обучения и преподавания. С другой – готовить человека к жизни в новом обществе, где очень многое (наука, техника, передача информации) не будет иметь существенных различий.
Третий момент, который можно особо выделить из доклада, – потребность совершить переход от простого экономического развития к устойчивому. В отношении образования это значит, что оно должно приносить пользу не только утилитарного характера, необходимо готовить думающих людей, способных жить во взаимно зависимом мире. Именно в этом контексте комиссия предложила переход к “обучению в течение всей жизни”. Приверженность вопросам человеческого развития предопределила четыре универсальных принципа, выдвинутых комиссией в качестве основы образования: обучение тому, как жить вместе, как получать знания, как действовать и быть. Обучение тому, как жить вместе – не просто обьяснение, как нужно относиться к другим, это также означает стремление понять других и жить совместно, проявляя взаимное уважение. Обучение сегодня значит больше, чем приобретение конкретного обьема знаний, хотя это, конечно, очень важно. Целесообразно учитывать практические инструменты использования знания, его критические характеристики, например любопытство, способность задавать различные вопросы и, разумеется, запоминать конкретные вещи.
Мы не можем позволить себе, чтобы система образования сводилась к тому, чтобы просто готовить к конкретной профессии, к конкретной работе или просто для того, чтобы зарабатывать деньги. Обучение тому, как быть, означает способность более полного развития творческого потенциала каждого конкретного лица во всей его полноте и сложности. Это, кстати, было одной из характерных черт российской системы образования в прошлом. Вы дали возможность огромному количеству людей проявить творческие возможности и раскрыть свой потенциал в науке и гуманитарных дисциплинах. Было бы непростительно, если бы Россия отказалась от такой политики в будущем, надеемся, что эта традиция будет сохранена. Мы должны учитывать российский опыт, а ваша страна – международный. Вот почему роль ЮНЕСКО особенно важна для России, а Россия особенно важна для ЮНЕСКО.
Владимир Каpаковский, директор 825-й школы Москвы:
– Сегодня многие взрослые считают, что, кроме учебы, ученику ничего не надо. В результате непомерное расширение обьема так называемых образовательных услуг неминуемо приведет к тому, что ребята скоро вообще перейдут порог возможного, начнутся нервные и интеллектуальные срывы. Воспитательный потенциал чисто учебной деятельности явно стал меньше, внеурочная же выдавливается из школы.
Что нужно сделать, на мой взгляд, чтобы заполнить вакуум воспитания, о котором мы сегодня говорим? Я не сделаю никаких открытий, хочу лишь привести четыре проблемы, которые требуют первостепенного решения.
Проблема первая. Воспитание – это движение к идеалу, и мы не можем говорить о хорошем профессиональном воспитании, если в стране нет идеологической доктрины. У нас нет доктрины, но у нас есть маленькие идеи, которыми овладело общественное сознание. Самая мощная среди них состоит в выживании через личное обогащение. Ее приоритет дети видят и чувствуют сплошь и рядом, и противовеса такой идее нет.
Проблема вторая. Необходимо высвободить время для внеурочной работы учителя с детьми, для его человеческого общения с ними. Представьте сегодняшнюю школу, в которой восемь уроков по расписанию, после чего спецкурсы, спецпредметы. А вечером – подготовительные отделения в вузы, колледжи. А ведь дети еще хотят и песни петь, и в походы ходить всем классом, и общаться с товарищами, заниматься искусством, творчеством.
Проблема третья. Сейчас есть смысл провести инвентаризацию прошлого воспитательного опыта российской и советской школы. Надо разобраться все-таки, что там было ненужного, а что полезного. Ведь не одной же идеологией и политикой потчевали советских школьников? Были серьезная методика и технология.
Четвертая проблема. Мне кажется совершенно необходимым (что, кстати, начала делать “Учительская газета”) поддерживать те ростки нового воспитательного опыта, которые есть в российских школах. Вижу, что в последние годы растет количество воспитателей по нравственному убеждению, а не по должности.
Владимир Кинелев, министр общего и профессионального образования:
– Когда мы говорим об образовании в XXI веке, необходимо представить, каким будет сам XXI век. Образование связано с той социально-экономической формацией и тем государственно-политическим устройством, в рамках которых оно развивается. Говоря об образовании в XXI веке, мы все с вами понимаем, что, после того как часы пробьют двенадцать, радикальных изменений в мире сразу не произойдет. В XXI век человечество унесет многое из того, что сегодня его отличает. И достоинства, и проблемы взаимоотношений человека с государством, с обществом, с самим собой. Перенося все это в следующее столетие, оно принесет и нечто новое, а может быть, даже самое существенное. Потому что большую часть этого нового столетия пройдут и новые люди, те, которые сегодня в школе, студенческих аудиториях. Думаю, не будет преувеличением утверждение, что все стратегии, все будущие величайшие откровения и заблуждения наступающего века начинаются в школе.
Может быть, самым главным, особенно в России, является проблема воспитания. Когда звучит это слово, хочется остановиться и задержаться, потому что так много великих произносили его. Хочу напомнить вам глубокое понимание, которое было заложено в определении, данном Георгом Лихтенбергом. “Воспитание – это есть особого рода рождение”. Клод Гельвеций говорил о том, что “законы воспитания – это те первые законы, с которыми встречается человек в своей жизни”. Не могу согласиться с утверждениями, которые сейчас часто звучат, что происходящие в России демократические изменения практически разрушили основы воспитания. Обычно это исходит от тех, кто связывал воспитание с постоянным навязыванием определенных догм и постулатов. Но воспитание много шире. Хочется привлечь ваше внимание к известным работам Джона Локка. Он говорил об образовании, но прежде всего ставил в основу воспитание, а в основе воспитания – личный контакт, самый важный контакт учителя и ученика. Разве нет у нас сегодня тех людей, которые могли бы передать все то лучшее, что по крупицам в течение многих столетий накапливалось в российской культуре, образовании, духовности, государственности?
Думаю, что человек, не получивший должного воспитания и образования, выталкивается на обочину современного общества. Не устранив это, мы не устраним исконной причины многих общественных и социальных конфликтов. Прав был Жан Кондорсе, когда говорил, что “неравенство состояний и неравенство образования являются главнейшими из зол и основой всех социальных потрясений”.
Прежде чем отвечать на вопрос, что должно составить образование будущего, надо понять, чем это будущее будет отличаться от сегодняшнего времени. Видимо, оно будет отличаться большей изменчивостью и в социальном, и в материальном мире. Поэтому надо сегодня заложить те основы фундаментальных знаний, которые обладают большим временем выживаемости, которые могут действительно обеспечить принцип Яна Амоса Коменского “образование через всю жизнь”. Только с таким принципом человек может ответить на все вызовы нового столетия.
Безусловно, все эти проблемы ставят в чрезвычайно сложное положение нашего учителя. В который раз повторюсь: чем выше образование общества, тем строже оно подходит к учителю. Вместе с тем думаю, что слова Уинстона Черчилля не утратили своей актуальности: “Школьные педагоги имеют больше власти, чем все премьер-министры”.
В России на рубеже двух веков была сформулирована уникальная задача – решить проблему неграмотности, с которой отечественные педагоги блестяще справились. И вывели большую массу людей на достаточно высокий образовательный уровень как общего, так и профессионального образования. Если говорить о высшем образовании, у нас прекрасное базовое образование, но масса претензий к профессиональному. Ибо все то, что не удовлетворяет нас в окружающем – дома, машины, экономика, социальная сфера,- это все вершится специалистами с высшим образованием. Сегодня наш народ, десятилетиями тративший средства на создание уникальной системы образования и науки, может обратиться к нам с вами не с теми словами, которые всегда тешат наше самолюбие: “Если мы такие умные, то почему мы такие бедные?”. Сегодня к нам созрел вопрос: “Если вы такие умные, то почему мы такие бедные?”. Думаю, на этот вопрос должна ответить и сама система образования.
Видя свои достоинства и недостатки, необходимо понимать, что те грандиозные проблемы, которые стоят перед образованием в XXI веке, не может решить ни одна страна отдельно, какой бы развитой экономикой, развитой системой образования и наукой она ни обладала. Думаю, что нам, безусловно, здесь нужно единение со всем миром.
Марьяна безpуких, директор Института физиологии детей и подростков РАО:
– Я хочу высказать парадоксальную мысль: ситуация со здоровьем школьников, которая есть сегодня, гораздо предпочтительнее той, в которой мы находились десять, двадцать лет назад. Дело в том, что состояние здоровья детей ухудшилось не в одночасье. Готовясь к этому выступлению, я посмотрела данные исследования нашего института в малых городах России в 76-м году, и оказалось, что цифры, которые мы получали тогда, очень близки к сегодняшним. Именно то, что мы знаем положение дел и можем о нем говорить открыто, дает надежду на его изменение. На мой взгляд, они должны начинаться с понимания того, что здоровьем должны заниматься не только органы здравоохранения, но и органы образования.
Мы понимаем, что крик, грубость, отсутствие контакта недопустимы, но мы еще недостаточно учитываем, насколько существен даже мимолетный взгляд учителя на ученика, как важно влияние микрострессов, причем ежеминутных, ежесекундных, ежедневных, для ребенка в течение долгих десяти лет. Исследования специалистов показывают, что микрострессы имеют гораздо более негативное влияние на состояние здоровья, чем глобальные стрессы.
К сожалению, в последние годы основным параметром эффективности обучения становятся скоростные и количественные характеристики – скорость письма, чтения, обьем работ. Ограничение времени, в котором постоянно живут наши дети, является самым сильным стрессорным фактором. Плюс увеличение нагрузки. Самое же бедственное в том, что учитель удивляется, когда ребенок не может работать на седьмом уроке. Это говорит о том, что он не знает физиологии ребенка, его индивидуальных особенностей, не знает, как подойти к ребенку с отклонениями в состоянии здоровья. Смею утверждать подобное на основании 20-летней практики работы с педагогами. Думаю, что именно в знании учителя та отправная точка, которая может изменить ситуацию к лучшему.
Эдуард днепpов, вице-президент Российской академии образования, директор Федерального института планирования образования:
– В своем выступлении я попробую посмотреть на некоторые наши проблемы под углом зрения доклада “Образование: сокрытое сокровище”.
В его первой части мне чрезвычайно близок тезис “от экономического роста к человеческому развитию”. Ибо современная концепция российских реформ до сих пор далека от понимания и тем более от реализации этого капитального тезиса, который является важнейшим достижением новейшей цивилизации и своеобразным тестом, пропуском на право вхождения любого политика в XXI век. Недооценка роли образования как основного ресурса человеческого развития – следствие узкоэкономической и узкотехнократической концепции современных российских реформ. Мы строим экономику, в которой нет места человеку, накоплению человеческого капитала. Есть рыночные реформы, есть стремление к правовому государству, гражданскому обществу, но нет человека как носителя рынка, права и демократии. Кредо концепции наших реформ, выдержанной в русле экономического либерализма, – “собственность и рынок”. Человек и общество для него вторично. Современному же сознанию, в частности российскому, ближе социальный либерализм и его внимание к развитию человеческой индивидуальности и общественно значимых благ. С указанным просчетом связана вся вторичность социальной сферы и “третичность” в ней образования в деле реформ, а как следствие – нарушение баланса экономической и социальной политики. Правда, система образования, будучи заложницей этих просчетов, все же не бессильна. Она не пассивный обьект социальной хирургии и имеет возможность самостоятельных действий и развития.
В предложенном докладе содержатся чрезвычайно актуальные для России, для переходного состояния нашей страны предложения по взаимоотношению государства и образования. Тоталитарное государство держит школу за горло, демократическое – за руку, за другую руку ее держит гражданское общество. Переходное государство держит школу за ноги, не давая ей развиваться и продвигаться вперед. И дело здесь не только в крайне скудном выделении финансовых средств, в недопонимании значимости образования, о котором уже шла речь. Проблема в тоталитарных и ведомственных стереотипах сознания, носители которых рассматривают школу как государственный придаток или как ведомственный заповедник и пытаются решать все за нее, а заодно и за общество.
Если вспомнить, как девять лет назад в этих стенах обсуждались концепции будущей реформы образования, то особенно кажется странным, что сегодня в обществе не рассматриваются ни поправки к Закону “Об образовании”, ни федеральная программа образования, ни стандарты. Я полагаю, что новое министерство преодолеет этот чрезвычайно существенный недостаток. Именно поэтому так значимы и актуальны положения доклада, подчеркивающие жизненную необходимость широких дискуссий, обсуждения целей и проблем образования для выработки оптимальной образовательной стратегии и политики.
Как это ни парадоксально, ключевой вопрос демократии сегодня для нас формулируется иначе, чем в докладе. Он заключается не в том, можем ли мы, хотим ли мы участвовать в жизни общества, а в том, даст ли нам наше государство это сделать, даст ли оно обществу и школе участвовать в собственной жизни. Ключевой вопрос нашей демократии и состоит в том, поймет ли наше государство, что демократическая школа является началом демократического общества, что новое общество нельзя построить на фундаменте старой школы.
К тому же проблема российской демократии состоит сегодня в том, встанет ли на ее сторону учитель. В конце 80-х – начале 90-х годов педагоги были одними из ведущих сил демократического образования и именно с их помощью была проведена первая в России демократическая реформа -образовательная, во многом опередившая все остальные. Сегодня учителя выбивают, вычеркивают и из демократии, и из образовательной реформы, ставят на грань выживания, а подчас и за грань. Это одна из серьезнейших ошибок власти.
Наконец, последнее. Я всецело поддерживаю пафос доклада, где говорится о взаимодействии общества и образования. До настоящего времени реформа школы и ее развитие не только базировались на внутренних ресурсах, но и варились в собственном соку. И это уже заметно начинает сказываться на темпах, характере и содержании школьной реформы, она все больше вращается на холостом ходу, все больше замыкается в себе. Школа ощущает социальное голодание, оторванность от общественного участия, от влияния на нее общественности. Только привлекая к школе внимание всего общества, можно добиться в ней тех или иных перемен, чьи глубина и масштабы также будут зависеть от степени участия общества в делах образования.
Наталия Воскpесенская, заведующая лабораторией сравнительной педагогики Института общей педагогики и теории образования РАО, вице-президент союза “За гражданское образование”:
– В настоящее время наблюдается бурное развитие гражданского образования как в мире, так и в России. Это вызвано рядом причин, прежде всего окончанием “холодной войны”, движением от конфронтации и противостояния двух политических полюсов в мире к сотрудничеству.
Переход российской школы от преподавания обществоведения, основанного на моноидеологии, строящегося на заучивании догм и доктрин, к демократическому, гражданскому образованию – сложный процесс, требующий особых усилий педагогов, ученых, всей общественности. Образовавшийся в России в начале 90-х годов вакуум в области общественных дисциплин начал заполняться курсами, учебниками нового поколения. Что же такое гражданское образование сегодня? Как правило, оно включает ознакомление учеников с устройством государства, политической системой общества, правами человека и т.д. Но этого мало, необходимо вести речь не только о знаниях, но и о формировании определенных умений, ценностей и отношений. В самом деле воспитание гражданина – это не только передача ему определенных знаний, но и формирование умения анализировать политическую ситуацию, разбираться в деятельности средств массовой информации, принимать решения, касающиеся своей жизни, жизни своего города, поселка, региона, общины, страны.
Хотелось бы отметить большую роль зарубежных демократических государств и международных организаций, в том числе ЮНЕСКО, которые делятся своим опытом с российскими педагогами. Многочисленные материалы, которые они безвозмездно предоставляют в наше распоряжение, семинары и занятия, которые они проводят в России и за рубежом для наших преподавателей, позволяют повысить уровень отечественного гражданского образования. У нас, конечно, выросли уже и свои кадры. Созданный в 1995 году союз “За гражданское образование” обьединяет преподавателей граждановедческих дисциплин, работающих в различных регионах нашей страны. Семинары, проводившиеся союзом, показывают заинтересованность в гражданском образовании как учителей, так и руководителей местных органов управления образованием. Об этом также свидетельствует большое число подписчиков приложения к “УГ” “Граждановедение”. Говоря о перспективах гражданского образования в России, в ближайшее время нам предстоит отрабатывать его детальную концепцию, стандарты, а также методы и технологии обучения. Важным представляется целый ряд проблем – проблема ценностей, роль патриотизма в гражданском образовании и многое другое.
Комментарии