Информация в современном мире имеет огромное значение, причем во всех смыслах – образовательном, воспитательном, развивающем, материальном и так далее. Одна из форм информирования молодого поколения в нашей школе – периодическая газета «Школьные новости». Ее выпуском занимаются члены школьного кружка «Журналист».
Подготовка газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это и рукописная подготовка заметок, и умение взять интервью или провести опрос. Сюда же входят набор статей, компьютерная правка, макетирование и верстка. В ходе работы с детьми по выпуску газеты возрастает мотивация к обучению, совершенствуются и развиваются навыки литературного творчества, повышается грамотность. Ребята получают первый журналистский опыт и навыки работы на компьютере, знакомятся с различными программами. Работа в кружке способствует активизации участия ее членов в общешкольных и районных мероприятиях.
Школьная газета тесно связана с развитием ученического самоуправления, формирует у учеников умение открыто и аргументированно выражать свое мнение, вести дискуссию, объективно освещать проблемы коллектива и события школьной жизни. К тому же созданное в образовательном учреждении СМИ способствует укреплению и развитию традиций.
«Школьные новости» издаются у нас с 1993 года. Инициатором создания газеты выступил Совет старшеклассников, и на протяжении всех четырнадцати лет главные редакторы являются постоянными членами органов школьного самоуправления.
В состав кружка входят:
главный редактор, который полностью отвечает за подготовку, оформление и редактирование номера;
два технических редактора, обязанность которых – контролировать набор статей, компьютерную верстку газеты, дизайн, вставку рисунков и фотографий, печать номера;
помощник технического редактора (как правило, это ученик 5-6-го класса, который готовится ему на смену);
два собственных корреспондента, которые пишут статьи, проводят опросы, берут интервью и так далее;
два специальных корреспондента – они освещают определенные постоянные рубрики газеты;
внештатный корреспондент, который описывает классные мероприятия, поездки, экскурсии, пишет статьи о своих одноклассниках, их увлечениях;
распространители газеты.
Периодичность издания газеты неоднократно изменялась – от еженедельной до ежемесячной, а объем печатных страниц – от одной до четырех. Сегодня «Школьные новости» выходят раз в месяц на четырех страницах, по мере необходимости мы печатаем экстренные выпуски. Всего на сегодняшний день вышло 200 номеров «Школьных новостей». Газета может иметь обычное содержание, однако издаются и специальные выпуски, например «Молодежь – это мы» (социологический портрет наших школьников), «Всегда помнить будем свято» (посвящается 60-летию Победы), «Умей сказать нет» (о вредных привычках) и так далее. В апреле каждого года издается специальный экологический выпуск «Сохраним все живое».
За время существования газеты более 30 учеников прошли школу главных и технических редакторов. Большое внимание мы уделяем дизайну и оформлению «Школьных новостей». Поэтому при создании номеров наиболее ценными кадрами считаются фотографы и художники.
Однако содержание и оформление – вещи неразделимые. Они не только дополняют и обогащают друг друга, но и находятся в прямой зависимости. Никакие ухищрения украсить газету, бедную по содержанию, не спасут положения. Также и многие интересные задумки и важные материалы могут оказаться незамеченными из-за плохого оформления.
Газета имеет свои постоянные рубрики: «Итоги четверти», «Наши увлечения», «Поэтическая страничка», «Поздравляем», «Приколы из школы», «Заметки дежурного», «Знаете ли вы, что…». Конечно же, каждый номер дополняется новыми темами статей и заметок.
Кружок «Журналист» поддерживает тесную связь с редакциями районных газет, проводит встречи с журналистами, которые дают мастер-класс корреспондентам школьной газеты.
Технические возможности издания газеты со временем расширяются, появляется новая техника, а вместе с ней и новые возможности. Сравнивая различные по времени номера «Школьных новостей», можно проследить, как менялись шрифт, заголовки, подходы в использовании рисунков, фотографий и многое другое.
Специфика газеты состоит в том, что редакторы и читатели – это люди хорошо знакомые между собой. Поэтому открытость, простота и искренность издания способны оказать огромное воздействие на коллектив. Ведь газета – это своеобразная трибуна, где можно высказать свое мнение, спорить, выступать с критикой недостатков, предлагать пути решения имеющихся в школе проблем.
Активное использование возможностей компьютерных программ позволяют делать газету более зрелищной, массовой и даже электронной. Ученики с особым интересом готовят фотоматериалы, работают в текстовых редакторах, делают электронные рассылки. Сельская школа – это социокультурный центр села, поэтому газета интересна всем жителям поселка, бывшим выпускникам школы.
Светлана БАРАНОВА, заведующая школьной библиотекой, Ерденевской средней школы, Малоярославецкий район, Калужская область
Комментарии