search
main
0

Школьные годы чудесные…

Чего в них больше - хорошего или не очень?

На выпускных вечерах учителя часто слышат только признания в любви и слова благодарности. О плохом говорить при прощании со школой не принято, и это правильно. Но объективный взгляд на школу все-таки существует, и учителям знать его полезно. Хотя бы для того, чтобы не повторять допущенных ошибок, вольных или невольных, и исправить то, что можно. Думается, все школьные работники заинтересованы в том, чтобы школа как социальная институция не стала пугалом для нового поколения. Чтобы дети нынешних выпускников, которые родятся в обозримом будущем, с радостью по­шли в школы, а не учились дома, так случается нередко, в частности, из-за того что сами родители отнюдь не высокого мнения о системе образования. Как оно сформировалось? Очень просто – на основании пережитого опыта. Что останется в памяти вчерашних школьников надолго, а что захочется поскорее забыть? Этот вопрос мы задали выпускникам разных лет. Вот какие ответы получили.

 

Игорь МОРЕВ, выпускник-2022, Нижегородская область:

Общение с друзьями – лучшее воспоминание!

Конечно, больше всего мне запомнится школьная дружба. На протяжении всех лет, а особенно в старших классах, меня радовало общение с одноклассниками и друзьями из параллели. Ради этого стоило учиться в школе. Знаю сверстников, обучавшихся дома, через онлайн-школы, но мне их жалко, честно говоря. Да, я согласен, что знания вполне можно было получить в другом месте, сейчас у школы на это нет монополии. Но где найдешь настоящих друзей? Мне кажется, именно в приобретении друзей главная ценность школы. Возможно, не всем так повезло, как мне. Наши педагоги создали атмосферу взаимоуважения, понимания и взаимопомощи, конструктивного диалога. В нашей школе не было ни разу случаев травли. Мне кажется, каждому ученику независимо от внешности, роста, национальности и других физических данных было у нас комфортно. Я благодарен нашим учителям за то, что они научили нас ценить ум, талант, характер, настойчивость и гибкость, а не физическую силу, не мощь кулака. От знакомых из других школ я знаю, что нередко бывает иначе, что некоторых затравливают и гнобят в течение длительного времени, а учителя предпочитают не участвовать в подростковых разборках, делают вид, что это их не касается. Мне кажется, что это настоящее предательство. Уверен, что я бы ушел из такой школы, даже если бы травили не лично меня, а кого-то другого. Потому что привык уважать одноклассников и педагогов, а не презирать их.

Еще мне очень понравилось учиться в старших классах при университете. Этот период послужил мне хорошим уроком, переходным этапом к взрослой жизни, к большей организованности и ответственности. В 10‑м и 11‑м классах нас гораздо меньше опекали, делали упор на нашу сознательность. Не у всех получилось сразу это понять, и кто-то сильно съехал вначале, но к концу 11‑го класса мы хорошо понимали, что учеба – это наше личное дело и касается только нас самих.

Так что о школе у меня останутся лишь самые светлые воспоминания, а школьную дружбу – я точно знаю – мы сохраним навсегда.

Сергей МИРОНОВ, выпускник лицея, Нижний Новгород:

Благодарен строгим учителям

В школ мне было хорошо, ходил в нее с удовольствием почти всегда, за исключением дней, когда не был готов к занятиям (к счастью, это происходило нечасто). Я всегда знал, что встречу там друзей, и не сомневался, что нам будет весело вместе. Конечно, изредка случались конфликты и ссоры, но они были недолгими и неглубокими, не по принципиальным вопросам, а скорее по мелочам. Это в средней ступени. А к старшим классам у нас вообще царила атмосфера взаимного уважения. Со многими товарищами я обязательно продолжу общаться и после школы. Помимо общения со сверстниками мне нравились уроки некоторых учителей. Особенно мне хочется поблагодарить тех, кто на протяжении многих лет строго требовал выполнения всех заданий и прекрасно преподавал. Если бы не их настойчивость, мы бы просто ничего не освоили, так как (и это не секрет) склонны к лени. Они не давали нам расслабляться и тем самым заставляли что-то узнавать. Кроме того, своим отношением к предмету показывали нам пример достоинства. Благодаря им я понял, что надо ценить то, чем занимаешься, и тогда тебя будут уважать.

Что в школе мне не понравилось? Пожалуй, это отсутствие в старших классах развитой профориентационной деятельности. Хотелось больше узнать о различных профессиях, организованно посещать предприятия, наукоемкие производства, многочисленные НИИ нашего города, хотелось чаще посещать практико-ориентированные экскурсии. Это наверняка помогло бы мне и многим одноклассникам яснее представить свое будущее. К сожалению, подобных мероприятий за годы учебы очень не хватало, а в 11‑м классе, когда вопрос выбора жизненного пути встал особенно остро, учителя в основном уже занимались подготовкой к ЕГЭ, ученики оставили многие предметы как непрофильные, и школа еще меньше стала способствовать осознанному, правильному выбору будущего.

 

Софья К., выпускница гимназии, Нижний Новгород:

Кому нужны мероприятия для «галочки»?

Я обязательно буду вспоминать друзей, свой любимый класс. Все эти годы меня окружали добрые, умные, спокойные и культурные люди. У нас никогда не было конфликтов. Еще мне понравилось, как преподавали математику, русский язык и литературу с 5‑го по 9‑й класс. Жаль, что в 10‑м и 11‑м классах некоторые преподаватели не делали упор на подготовку к ЕГЭ по предметам, которые мы сдавали, почти в открытую отсылая нас к репетиторам. Они как бы снимали с себя ответственность и перекладывали ее на нас и наших родителей. Еще мне не очень понравилось, что уроки часто отменяли из-за каких-то дурацких и ненужных, на мой взгляд, мероприятий, репетиций и т. п. Я понимаю, что многое в школе делается по приказу свыше, и видела, что сами учителя были недовольны, когда пропадали уроки или когда на уроке оставалась половина класса (а вторая маршировала к Вечному огню в форме юнармейцев), но тем не менее… Не понимаю, почему все, что выходит за рамки учебной программы, нельзя вынести на внеурочную деятельность, то есть проводить все это после занятий? Все, кто хочет маршировать, петь и танцевать, пусть занимаются этим не в ущерб учебе и никому не доставляют неудобств. У нас это проходило во время уроков, поэтому изучение многих сложных тем, требующих углубленного погружения, комкалось, сокращалось и предлагалось в качестве домашнего задания. Всякий раз это портило мне настроение, а теперь осталось в памяти как неприятный осадок. Я плохое, конечно, скоро забуду. Буду помнить лишь хорошее. И это большое благо.

 

Нина КОПТЮГ, методист, кандидат филологических наук, Новосибирск:

Всего понемногу, но главное – труд

Не берусь оценить, чего было больше. По-моему, как в жизни, всего за годы школы хватает. У меня были и есть друзья, некоторые еще с детского сада. За годы учебы часть как бы отпала, и не только потому, что в старших классах мы разошлись по профилям, то есть по интересам. Как только я начала побеждать в олимпиадах, появилась зависть, часть одноклассников стали говорить гадости: «Ты неделю ездила, веселилась, а мы тут пахали, но теперь тебе просто так выставят хорошие оценки, вот повезло!» Мне кажется, в таком случае доказывать, что «просто так» не бывает, бесполезно. Моя тетя нас с раннего детства научила отвечать так: «Не повезло, а наработала!» А повезло мне с классным руководителем, она всегда меня поддерживала и вносила поправки по мере необходимости, хотя вела не мои предметы. Например, приезжаю с российской олимпиады, заняла второе место, получила право на поступление в вуз. А мне тут же ставят двойку по другому предмету, потому что я пропустила какую-то контрольную. Но ведь есть приказ дирекции школы, по нему у меня было право пропустить занятия. Да и контрольную эту во время зачетной недели я написала за 20 минут. Честно сказать, обидно было то, что я привезла школе такую победу, я же знаю, что это включали во все отчеты. И тут же меня заставили прийти на пересдачу вместе с двоечниками. Но настоящие друзья всегда радовались моим победам.

В средней школе мешали разные обстоятельства. У нас был классный руководитель, у которой существовала маленькая группа любимчиков. Она всегда их хвалила, завышала оценки. Остальных за малейшую ошибку отчитывала при всех, а нас, двух отличников, не замечала, никогда не хвалила. Но знаете, потом, в старших классах, мне временами было жалко тех самых любимчиков. Они привыкли к похвалам просто так и вдруг оказались в нормальной обстановке, когда нужно было сначала наработать. Кто-то не выдержал и скатился на тройки. Еще мешало то, что я быстро усваивала новый материал, много читала сама. Временами бывало очень скучно. Например, на уроках иностранного языка я всегда могла расслышать новый диалог или текст с первого раза. Учительница спрашивает, кто все понял, поднимаю руку, она меня в упор не видит. Крутит запись снова и снова, пока не поднимется еще чья-то рука.

В целом я благодарна школе, особенно большинству учителей в старших классах, потому что они мне не мешали, а те, кто вел мои профильные предметы, постоянно поддерживали. И еще я хочу сказать об уроках изо, труда. На них можно было расслабиться, отдохнуть, заняться делом. И научиться чему-то полезному. Пуговицы, например, приходится пришивать всем!

 

Материал поготовила Вера КОСТРОВА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте