search
main
0

«Школьные чудеса»: педагогическая сказка от Андрея Иоффе

Жила-была в обычной школе обычная тряпка по имени Ота. Она была старожилом школы. С самого основания помогала всем поколениям учеников стирать с доски то, что утратило актуальность и перестало быть необходимым. Она же помогала корректировать ошибки и случайные описки. Ота была скромной, не преувеличивала своей роли в учебном процессе. Менялись учебники и учителя, школьная мебель и цвет стен, лозунги и плакаты, оборудование и стиль одежды. Только тряпка Ота была неизменной в своей сути и главной роли. «Без тряпки и мела научить ничему нельзя!» Так говорили педагоги десятки лет. Вова Мараков особенно любил тряпку за то, что периодически ее надо было идти мыть. Он вызывался это делать с большим удовольствием. Гулял по тихим коридорам школы во время урока вполне законно, да еще и с выполнением важной задачи.

Фото: Freepik

Но мир меняется. Вот и в школе однажды произошло важное событие. В классе появилась электронная доска Эда. Прошло время, пока ее монтировали, педагоги обучались использованию, накапливались материалы. Ота постоянно от них слышала высказывания, что прошла в образовании эпоха «тряпки и мела», готовимся изгонять их и полностью обноситься. Любого расстроит такое пренебрежение и обесценивание. А уж когда стали Эду использовать, то возникла целая мода. Эде распевали оды, считали вечной и незаменимой, спасительницей образования. Нигде теперь без нее не обходились. Где раньше записывали ключевое слово мелом, а потом его стирали с доски, теперь включали Эду, настраивали программу, выводили на экран слово, делали красивую рамочку, подбирали картинку. Полчаса возились, но зато все играло разными красками и оттенками, слова не находились в одном положении – крутились, перемещались, прыгали и извивались. А все вокруг восторгались – вот как теперь стало все по-новому.

Ота переживала, позеленела от расстройства – покрылась какой-то плесенью. Ее даже чуть не выкинули совсем («А кому она теперь вообще нужна-то?!»). Но спасла Оту занятость педагогов с электронной доской и скромность («прикинулась ветошью» и «молчала в тряпочку»). А еще терпеливость. Ота с надеждой ждала своего часа. И он все-таки настал.

Как всегда, опять все случилось однажды. Это происходить и в сказках, и в нашей жизни постоянно. Никто не знает, как и откуда пришла беда. Но однажды перед уроками обнаружилось, что кто-то фломастером написал что-то на электронной доске. К сожалению, записанное стерлось из памяти. Мы оптимисты, поэтому верим, что это было что-то важное и достойное, ценное и необходимое. Но Эда не могла прочитать эту запись. Более того, так расстроилась, что и работать не смогла. Нарастала паника. Педагоги отвыкли от старого (уже и мел найти было проблематично). Ученики тоже растерялись. Что же делать? Крах приближался.

Но … Как хорошо, что в сказках есть не только «однажды». Случилось чудо. Появился еще один герой – баллончик Чуба. Да, и в школе случаются чудеса, если в них верить, ждать и быть терпеливым. Чуба принес специальный элексир. Надо было только нанести его на злосчастную надпись. А потом … стереть тряпкой. Тут и вспомнили про Оту. Опять она выручила в сложной ситуации.

Так все сразу поняли, что можно совместить новое с прежним, изменения с традициями, сохранить ценное и приобрести полезное. Замена не всегда несет с собой отмену. Ота и Эда стали жить дружно. Одна не задавалась, а другая не переживала из-за своей ненужности. Чуба напоминал им о важности взаимодействия и сотрудничества. Кто сказал, что не бывает чудес? Вот так тряпка подружилась с электронной доской. На благо всем. Так бы и ребятам в школе между собой ладить.

Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте